А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Москва и Петербург в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» автор, по его утверждению, «любил мысль народную». Это проявляется не только в его стремлении изобразить решающую роль народа в истории, но и в том, что любую проблему, изображенную в романе, писатель рассматривает с общенародных и общегражданских позиций. Это отражается и в изображении жизни населения двух центральных городов России – Москвы и Петербурга. Для писателя критерием оценки нравственности и безнравственности жителей этих городов в романе является степень соответствия их нравственных принципов общенародным, поэтому холодный, чопорный, неискренний Петербург и его обитатели изображены в романе критически, иногда даже сатирически, а дворяне, живущие в Москве, получают совсем другую характеристику.
Изображая светское петербургское общество, придворную аристократию в «Войне и мире», автор отмечает внешний блеск при внутренней пустоте представителей высшего света, их ничтожность и глупость, умственную ограниченность, фальшь, лицемерие, неестественность, безнравственность, карьеризм, ложный патриотизм.

Салон фрейлины Анны Павловны Шерер Толстой сравнивает с «прядильной мастерской», пишет о «мерном жужжании разговорной машины», об «угощении гостями», которое заменяет истинную заинтересованность в судьбе другого человека. Естественные чувства здесь заменены понятием «приличия», поэтому умный и совестливый Пьер, который не умеет вести себя в обществе и, как пишет автор, «не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти», считается бестактным мальчишкой. А Ипполит Курагин, лицо которого «было отуманено идиотизмом», – умным и светским человеком, «успешно делающим дипломатическую карьеру».
Семья Курагиных изображена Л. Н. Толстым как типичная петербургская, безнравственная и меркантильная. Князь Василий, в портрете которого в первую очередь обращаешь внимание на «сияющую, надушенную лысину», дерется за портфель с завещанием у постели умирающего Безухова старшего и всячески «сводит» внезапно ставшего законным сыном Безухова младшего со своей дочерью Элен, которая в романе названа «красивым животным». Анатоль и Ипполит, по словам их папеньки, у которого «отсутствует шишка родительской любви», – это два дурака, но один (Ипполит) спокойный, а другой (Анатоль) – «беспокойный». То он свяжет квартального с медведем и ради забавы велит сбросить их в реку Мойку, чтобы посмотреть, кто выплывет. То начнет ухаживать за компаньонкой богатой наследницы Марьи Болконской, попав в дом в качестве потенциального жениха последней, то вздумает увезти Наташу Ростову, будучи женатым человеком. О жене Василия Курагина и матери его троих детей мы в романе узнаем только то, что во время свадьбы Элен и Пьера она «завидовала счастью дочери»! Не случайно эта семья в романе Л. Н. Толстого не имеет потомков, автор как бы лишает ее права на продолжение рода.

Петербург и его жители представлены еще и кружком «золотой молодежи», который поначалу посещает Пьер и за который корит его Андрей Болконский, миром «штабных влиятельных людей», состоящим в основном из генералов, которые «отдали Наполеону всю Европу и приехали нас учить»; бюрократической верхушкой России (Аракчеевым, Сперанским), ставящими личные карьерные интересы выше всего остального и совершенно незаинтересованными в жизни страны.

Самое большое негодование эти люди вызывают у автора после начала войны 1812 года. За отсутствие патриотизма он изображает их резко сатирически. В то время как все жители России стараются помочь армии, формируется ополчение, эти петербуржцы также идут на «жертвы». Они отказываются от французского языка (за каждое французское слово теперь берут штраф), от французской кухни (переходят на щи и кашу), со слезами и завываниями читают письмо императора о начале войны, сплетничают и рассказывают анекдоты об армии и Кутузове, дамы щиплют корпию. Все это, разумеется, считается большой «жертвой» и лишениями.

Совсем иначе изображены в романе жители Москвы, полнее всего представленные большой и дружной семьей Ростовых. В ней все по другому. Это семейство объединяют сердечные и искренние отношения между родными. Супруги Илья и Наталья прожили вместе так долго и так любят друг друга, хотя поначалу замужество знатной Натальи было сочтено в обществе за мезальянс, что им даже не надо выражать словами свое отношение к поступку супруга. Когда графиня протестует против идеи Наташи отдать подводы под раненых, по тому, как граф отвернулся к окну и тяжело задышал, она поняла, что мужу стыдно за ее поведение, и перестала сопротивляться. Такие же доверительные и искренние отношения существуют и между матерью и Наташей, между детьми (Наташей и Соней, Наташей и Николаем).



 
Меньше всего эти люди думают о собственной выгоде и пользе, которую они могут получить в результате своих действий. Все члены Английского клуба Москвы знают, что достаточно поручить званый обед заботам графа Ростова, как он тут же начнет вкладывать свои деньги в украшение зала и угощение гостей, как это было во время торжественного приема в честь героя войны Багратиона. Делает он это совершенно искренне, славясь по всей Москве как первейший хлебосол, и не рассчитывает на компенсацию. В доме Ростовых воспитывается племянница графа Соня, сын подруги княгини по пансиону Борис Друбецкой, они радушно принимают родственников и знакомых. Доброе и отеческое отношение Ростовых к крепостным также отличает эту московскую семью. Крепостной Митенька, занимающий должность управляющего, давно всеми воспринимается как член семьи, ему поверяются все сложные и трудные имущественные проблемы. Во время охоты Илья Ростов вовсе не обижается, когда его грубым словом «обложил» егерь, потому что понимает, что действительно «проворонил» волка. На него, танцующего с Марьей Дмитриевной Ахросимовой Данилу Купора, сбегается смотреть дворня со всего дома, искренне любуясь графом. Именно от отца и других русских людей впитала «графинечка» Наталья любовь к песне и пляске, которая проявляется в гостях у дядюшки. Импонирует автору непосредственность и естественность в выражении чувств, которую мы видим у этих московских жителей. Наташа, восхищающаяся лунной ночью, поющая романсы, отказывающая Денисову, сделавшему ей предложение, сама себя наказавшая за «историю» с Анатолем Курагиным и почти год хворавшая после этого, из последних сил удерживающая мать, находящуюся на грани безумия после гибели Пети, – это все искренне, всерьез, по совести, а не из светского приличия. Но важнее всего показать истинный патриотизм москвичей в войне 1812 года. Николай Ростов служит в полку и участвует в боевых действиях, старый граф помогает армии и людьми, и деньгами, по призыву государя сам оказывается в ополчении, отпускает служить своего младшего сына Петю, который погибнет в партизанском отряде Денисова, когда будут освобождать Пьера из плена. Эти люди не ограничиваются штрафами за французские слова, а оставляют все имущество своего московского дома для того, чтобы отдать подводы под перевозку раненых офицеров и солдат соседнего госпиталя, оставляемых «на милость французов». В этот страшный для Родины миг они идут на лишения, отступают из Москвы вместе с армией, живут в крестьянских избах, у них даже не возникает мысли о том, что можно остаться. И таковы не одни Ростовы, а многие москвичи, например, крестная Натальи Ростовой, Марья Дмитриевна Ахросимова, которая отправила четырех своих сыновей в армию, а сама находится в отступлении. Таким образом, мы видим, что отношение Л. Н. Толстого к Москве и Петербургу очень различно, критерий же его отношения – это нравственная и «народная» мысль, которая вдохновляла этого великого писателя при создании им романа эпопеи «Война и мир».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Москва и Петербург в романе Л Н Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Москва и Петербург в романе Л Н Толстого «Война и мир»
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Москва и Петербург в романе Л Н Толстого «Война и мир», Война и мир