А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение


Одними из главных героев романа «Война и мир» являются Пьер Безухое и Андрей Болконский. I На первый взгляд они совершенно не похожи друг на друга. Болконский — сын аристократа, воспитанный на высоких идеалах служения Родине, Безухов же, незаконный сын графа, не знал своего отца и получил образование за границей. Болконский смертельно скучает в великосветском обществе, Пьер же, впервые попав в салон Анны Павловны Шерер, ждет от окружающих «чего-нибудь особенно умного». Даже внешне эти герои совершенно противоположны: Пьер — «массивный, толстый молодой человек», отличающийся от гостей Анны Павловны «умным...и естественным взглядом», князь Андрей небольшого роста, «весьма красивый... с определенными и сухими чертами», с «унылым, скучающий взглядом».

Однако еще более важно духовное родство героев. Их стремление и желание найти применение  своим силам, способность к нравственным поискам. На протяжении всего романа герои Толстого проходят сложный путь нравственных исканий.

С князем Андреем мы встречаемся в тот момент, когда он принимает решение отправиться на войну, чтобы разорвать «заколдованный круг» светской жизни. Он мечтает о славе, Наполеон для него- кумир. «.. .Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую», — признается он сам себе. И вот эта ; минута славы наступила: со знаменем в руках князь Андрей увлекает за собой в атаку батальон. Однако не эта минута принесла ему высшее счастье. Счастливым он ощущает себя, когда лежит раненый на Аустерлицком поле, видит над собой «неизмеримо высокое небо» и понимает, что «...все пустое, все обман...» Он осознает всю мелочность человеческих стремлений к славе, и Наполеон уже кажется ему «маленьким, ничтожным».

Пройдет немного времени, и Болконский скажет Пьеру: «...я жил для других и... погубил свою жизнь». Пьер в тот момент переживает душевный подъем. После получения наследства, женитьбе на Элен, разочарования в любви к ней, дуэли с Долоховым Безухов чувствует, что «в голове его с вер- нулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он начинает задумываться над «вечными» вопросами бытия: «Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» После встречи с масоном Баздеевым в Торжке Пьер пытается найти ответы на эти вопросы 3 в учении масонов. Он вступает в масонскую ложу, занимается филантропической деятельностью в своих поместьях.

В момент встречи героев на пароме их философские взгляды совершенно противоположны. Болконский разуверился в возможности гармонии между вечным и сиюминутным, между земным и небесным. Пьер же устремлен мыслью к вечному: «На земле...нет правды; но в мире...есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира». Вот как теперь представляет он себе цель жизни:! «Надо жить, надо любить, надо верить...».
Как далек от таких мыслей в эту минуту князь Андрей! Он считает, что цель его жизни — как-нибудь  дожить до смерти, «никому не мешая».

 
Однако эта встреча была чрезвычайно важна для князя, и через некоторое время он решит, что «жизнь не кончена в тридцать один год»: «...надо...чтобы не для одного меня шла моя жизнь,... чтобы на всех она отражалась и чтобы все... жили со мною вместе!» Это произойдет в результате напряженной внутренней работы после встречи с Наташей Ростовой в Отрадном. Так в жизнь князя Андрея! входит любовь. Пьер начинает осознавать, насколько дорога ему Наташа, уже в тот момент, когда Болконский рассказывает ему о своем чувстве к ней. Теперь уже князь Андрей полон надежд, бесконечно счастлив. Пьер же к этому времени разочаровался в масонстве, его одолевают «прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого». Его не устраивает бездействие, положение, он вспоминает о своих неосуществленных юношеских мечтах. И лишь после разрыва Наташи с Болконским, испытывая к ней «чувство жалости, нежности и любви», Пьер вновь обретает смысл жизни. Возвращаясь от Ростовых, он видит «огромное пространство звездного темного неба» и яркую комету, и ему кажется, что «эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной! и ободренной душе». Война 1812 г. стала для героев Толстого временем великих испытаний. В мрачном расположении духа идет на войну князь Андрей. Однако личное горе отступает перед осознанием беды, обрушившейся на всю Россию. Он живет одной жизнью с солдатами, защищающими родную землю. Они называют его «наш князь». Интересно, что и Пьера Безухова на батарее Равского называли «наш барин», но «мысленно приняли Пьера в свою семью». И князь Андрей, и Пьер стремятся «солдатом быть, просто солдатом». Оба они понимают, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время им свойственен глубокий, патриотизм... Князь Андрей, показав пример мужества, получает смертель- ное ранение во время Бородинского сражения. Пьер после взятия французами Москвы остается в столице, чтобы убить Наполеона. Конечно, это ему не удается, и все же он совершает мужественные поступки: спасает девочку, заступается за женщину. После ранения, в преддверии смерти, князю Андрею открываются те истины, к постижению которых он стремился всю жизнь: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим и к ненавидящим нас...» Смерть для него — пробуждение, приобщение к истине, к вечности. Пьеру же предстоял еще долгий путь нравственных исканий. После расстрела французами «поджигателей» «мир завалился в его глазах». И лишь встреча с Платоном Каратаевым приводит его к мысли о том, что счастье для человека в нем самом, в его праве жить и радоваться жизни . Но все же Пьер не может полностью принять философию Каратаева. Он «всегда был и останется мечтателем». Поэтому в эпилоге он возвращается к самому себе и снова выбирает новый путь, ему кажется, что он призван «дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Единственное, в чем он обретает постоянство и гармонию, — это семейная жизнь. Таким образом, мы видим, что и Пьер Безухов, и Андрей Болконский постоянно шли по пути нравственных исканий. Их ждали сомнения и разочарования, горести и счастье. Но оба они «жили честно», так как стремились к постижению себя и вечных истин. Именно это более всего ценит Толстой в своих героях.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л Н Толстого «Война и мир». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л Н Толстого «Война и мир»
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л Н Толстого «Война и мир», Война и мир