А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственные искания Пьера Безухова - сочинение

Неустанные поиски истины, нравственное само­совершенствование, непрерывная духовная работа, направленная на ощущение своего «я», по мысли Льва Николаевича Толстого, главное в человеке.

Жизни сердца писатель отдает предпочтение, отказывая подчас в уме герою, обладающему простои той, добротой и правдивостью.

Пьер – идеальный герой Толстого. Он живет серд­цем, он романтик и мечтатель.

Впервые мы видим Пьера в салоне Анны Пав­ловны Шерер, где он выделяется не только своей крупной фигурой и неуклюжестью, но и естествен­ным взглядом, оригинальностью суждений и неза­висимым поведением. В мире фальши и корысто­любия он отличается своей детской доверчивостью к людям, честностью и благородством. .Он восхищен Наполеоном, о котором идет речь, тем, что тот дал свободу народам. Анна Павловна очень боится за Пьера: как бы он не сказал чего-то слишком воль­нолюбивого. В этом мире своих мнений не имеют.

Воспитанный за границей, Пьер совершенно не знает русской жизни. Ему всё любопытно. Единствен­ный человек в салоне, искренне разделяющий его взгляды, — это князь Андрей Болконский. Он стар­ше и опытнее Безухова и стремится уберечь друга от ошибок.

В Пьере всегда жило два человека: один посту­пал разумно, а другой поддавался мечтательности и философствованию. Автор раскрывает противоречие между нравственной сущностью Пьера и образом его жизни.

Пьер полон благородных идей, которые он вос­принял за границей. В событиях французской рево­люции он видит великое дело. Его рассуждения спра­ведливы, благородны, но отвлеченны, оттого и слу­шает их Андрей со снисходительной улыбкой. Путь нравственных исканий Пьера — это путь узнавания русской культуры, русского народа, его духовнос­ти. В борьбе духовного и чувственного происходит нравственное взросление героя.

Пока Пьер слыл незаконнорожденным сыном богатого вельможи, с ним никто в свете не считал­ся, но как только он получил наследство, все стали искать с ним знакомства. Ведь он стал еще и выгод­ным женихом. Князь Василий Курагин воспользо­вался неопытностью Пьера и сосватал ему свою дочь. Пьеру льстило то, что Элен — красивейшая женщи­на — теперь могла принадлежать ему. Он поддался чувственному влечению, но очень скоро убедился в том, что Элен никогда не сделает его счастливым.

Он страдает от этого брака. Пытается убить на дуэли своего соперника, не зная даже правил по­единка.

В глубокой депрессии он начинает пить, опуска­ется, постоянно думает, как разрешить семейные проблемы. В таком состоянии он знакомится с гла­вой масонов — Баздеевым. В масонстве Пьера при­влекает нравственное исправление человека, он не обращает внимания на нелепый обряд посвящения. Ему хочется «быть вполне хорошим», делать добро, жертвовать. Под влиянием идей масонства он про­щает жену и снова тяготится своим двусмысленным положением. Пьер становится главой масонов, едет за границу, чтобы в полной мере постичь законы этого движения. Он высказывает новые благород­ные мысли братьям, но те не воспринимают их. Под фартуками масонов Пьер видит искателей крестов, наград, орденов, тех, кого он так часто встречал в светском обществе. Пьер порывает с масонами. Он снова в поиске нравственной жизни. Его дневник -это его душа.

Во время Отечественной войны Пьер жертвует на ополчение свои богатства (он разорится после войны, в то время как другие обогатились, сделали военную карьеру). Глазами героя мы видим подлин­ных и фальшивых патриотов. Пьер едет смотреть на шар Леппиха, с помощью которого собрались раз­громить Наполеона. Мысли об Отечестве приводят его на Бородинское поле.


 
Пьер видит молебен, в котором участвует свет­лейший князь Кутузов, осознает серьезность момента для каждого истинного патриота накануне битвы. Он не военный человек. Ему трудно всё понять. Андрей Болконский объясняет Пьеру смысл происхо­дящих событий. Дружба Пьера и Андрея согревает их души. Пьер понял «скрытое тепло патриотизма»: и Андрея, и всех, кто готовился к серьезной битве. На батарею Раевского Пьер попадает случайно. Сначала солдаты посмеиваются над его белой шля­пой, а потом принимают в свой тесный «семейный кружок». Пьер видит, что солдатам некогда ду­мать о себе, о смерти. Многие погибают, падают ранеными. Смерть, кровь, стоны вызывают ужас в душе Пьера. «Нет, они должны остановиться», — думает он. Солдаты приводят его к городу, где Пьер засы­пает в гостинице и видит во сне битву. «Солдатом быть, просто солдатом», — решает он. «Они не гово­рят, а делают». Пьер вспоминает, что давно мог по­ступить на службу, но отчего-то не сделал этого. В Москве, занятой французами, он намеревает­ся убить Наполеона — главного виновника зла. На­полеон уже давно не его кумир, это завоеватель, враг. Пьер испытывает грустное чувство, когда фран­цуз не верит, что он русский. Переодевшись в про­стую одежду, вооружившись, Пьер ищет встречи с Наполеоном, видит, как горит Москва, как страда­ют люди. Он спасает девочку из огня, потом попада­ет в плен к французам. Начинается новый этап его жизни. В плену Пьер страдает от голода и холода. Зна­комство с Платоном Каратаевым приводит его к но­вому осмыслению жизни. «Бессмертную душу» не­возможно запереть, держать в плену, она всегда сво­бодна. В неволе Пьер особенно остро осознает, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем са­мом. Он убеждается, что нет ничего страшного на свете. Спасительная сила жизнестойкости человека помогает ему перенести физические страдания. Об­трепанный, босой, обовшивленный, он шел, погру­женный в себя, и не видел, не слышал, как при­стреливали отстающих пленных. Любить людей, любить Бога, любить жизнь даже в страданиях… Пьер вспоминал своего учителя в Швейцарии, который показывал ему земной шар-глобус и говорил, что человек — это маленькая ка­пелька общего моря жизни. Каратаев научил Пьера просто жить, как жил сам. А сам он всегда был за­нят: шил, варил, тачал сапоги… . Он любил и русских, и французов — всех людей. Пьер понял, что жизнь человека имеет смысл толь­ко в общей жизни всех, как частичка целого. Он постиг истину через образ жизни Каратаева, через его любовь к ближнему, через его речь, пересыпан­ную поговорками народа. Платон станет для него олицетворением простоты, добра и правды всего рус­ского. Единение с народом и приведет его сначала к осуждению самодержавия и крепостничества, а за­тем к борьбе с ним, на что есть намек в эпилоге романа. Огромное место занимает в жизни Пьера любовь. После войны он женится на Наташе Ростовой, кото­рую всегда любил и знал с детских лет. Это союз понимающих друг друга, счастливых, любящих лю­дей. Они живут общими интересами. После семи лет супружества Пьер чувствовал, что он не дурной че­ловек, потому что видел себя отраженным в своей прекрасной жене. Он занят общественными делами в Петербурге, где стал основателем одного общества. Автор ясно дает понять, что путь Пьера – это путь борьбы за освобождение народа. Жизнь Пьера — это нравственное возвышение личности, постижение простоты, борьбы и правды, что особенно важно для Толстого и для каждого че­ловека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственные искания Пьера Безухова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Нравственные искания Пьера Безухова
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Нравственные искания Пьера Безухова, Война и мир