А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир" - сочинение








Два величайших писателя Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище - Петербург. И это свое негативное отношение к северной столицеотразили в своих бессмертных творениях. "Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влиянийна душу человека, как в Петербурге", - констатирует Свидригайлов, герой романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". И действительно, Петербург - театрально красив, но абсолютно плосок и прям, какшахматная доска. Единственное отступление от плоскости - это арки мостов, единственное нарушение прямизны -это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутостии одиночество. Это и происходит с героями романов Достоевского. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это неприятнопотрясло и без того уже расстроенные нервы юноши", - пишет Достоевскийв "Преступлении и наказании", прослеживая связь между "исступленнымимыслями" Раскольникова и "черепашьей скорлупой" его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь жедушной каморки - большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти имолодости... Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся"на аршине пространства", дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет только злорадство и любопытство кнесчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: "необычным холодом" веет на Раскольникова"от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для негоэта картина". Если для Достоевского Петербург - это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черныхлестниц, грязных углов; город - соучастник преступления Раскольникова,то для Толстого Петербург - замкнутое пространство, "тюрьма" для души,где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру привстрече с ним: "Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня". Петербург для Толстого - это источник искушения и всяческихбед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера послетого, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случаяс медведем , ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города,искусственность и фальш царят в душах представителей петербургскоговысшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство - вотих интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитаноложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужихнескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого того, что так ценит в человеке Толстой. Ихречь, жесты, интонация и поступки определяются "условными правиламисветского поведения". Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своемуобразу и подобию. Несмотря на то, что два величайших писателя по- разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое:оба они не любят и не принимают его.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир"
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Образ Петербурга в романах Достоевского "Преступление и наказание" и Толстого "Война и мир", Война и мир