А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Принципы психологического анализа в романе Л Н Толстого "Война и мир" - сочинение









Философскому, историческому роману-эпопее Л.Н.Толстого "Войнаи мир" присущи также и черты романа психологического. Страница застраницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в ихпохожести и разнообразии, статичности или изменяемости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способностьк внутреннему изменению, стремление к самосовершествованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые - статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многомпохожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивымертвенной, застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, имного раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белыеобнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивывнешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Им свойственен самоанализ. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчеркнуто всенегероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх - герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем. Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящегов жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей - в государственной службе. Толстой первым в русской литературы изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствииЧернышевский назвал "диалектикой души". Вспомним, к примеру, ту сценув романе, в которой Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а все остальное преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен являетсяАустерлиц с его небом и болезнь сына с пологом над детской кроваткой,под которым князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь. Важным для раскрытия психологии героев является для Толстогоих отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а такжеотношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от всего этого. Как,например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь ихобъединение лишено, по выражению С.Бочарова, той "родовой поэзии", которая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятсяна любви и самоотдаче. Их объединяет только животное родство, они дажене воспринимают себя как близких людей достаточно вспомнить нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен "шишки родительскойлюбви" и дети -"обуза его существования". Можно также вспомнить обездетной Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядитна портрет сына любовь - явно не самое главное чувство, которое онпри этом испытывает. Любимые герои Толстого - плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их"собственное" небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах. Важный принцип психологического анализа - изображение снов.Так, сны Пьера, например, очень умственны, рассудочны. В них он видитсвои слабости, в них к нему приходят решения. В сне князя Андрея раскрываются те противоречия, которые для него неразрешимы, жизнь с которыми делается невозможной. Сон Пети - сон светлый, гармоничный, сонНиколая Болконского - сон "болконский", рассудочный, проблематичный. Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству,которое выявляет у одних фальш и бездуховность, у других -тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в домеРостовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятияНаташи. Имена Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского знают даже те, кто не читал "Войны и мира". Мне кажется, причина этого втом, что автору романа удалось сделать своих героев необыкновенно жизненными, а характеры их - психологически достоверными, многогранными.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Принципы психологического анализа в романе Л Н Толстого "Война и мир". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Принципы психологического анализа в романе Л Н Толстого "Война и мир"
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Принципы психологического анализа в романе Л Н Толстого "Война и мир", Война и мир