Путь нравственных исканий Пьера Безухова в романе Л Толстого "Война и мир" - сочинение
В романе «Война и мир» мы видим описание жизни и деятельности большого количества людей, но лишь немногие из них проходят путь своего нравственного роста, духовной эволюции. К таким героям принадлежит любимый персонаж Толстого Пьер Безухов, чей жизненный путь был сложен и труден, полон разочарований, потерь, но, вместе с тем и открытий, обретений истинных ценностей человеческих.
Выросший за границей, незаконный сын видного екатерининского вельможи, он привез в Россию усвоенные им свободолюбивые идеи французских просветителей, которые не имеют ничего общего с русской действительностью. Оттого в отношении к нему светского общества сквозит недоверие и настороженность, которые лишь усиливаются при каждом проступке наивного, непосредственного Пьера. В жизни каждого человека имеют место свои ошибки и заблуждения. Молодой граф Безухов, не видя цели в жизни, предаётся кутежам и бесчинствам в кружках Ку-рагина и Долохова, идет на поводу у плотских желаний и не сопротивляется ловко обустроенной князем Василием женитьбе на красавице Элен. Этот брак по расчету стал причиной глубочайших разочарований Пьера, усилив его смятение. Граф осознает всю бессмысленность своего существования, лишенного идеалов, веры, надежды. И начинается мучительный поиск того, что могло бы стать смыслом жизни, дать новые силы. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? », — спрашивает себя Пьер и не находит ответы на эти вопросы. В таком состоянии душевного смятения он вступил в одну из масонских лож. В религиозно-мистических откровениях масонов Безухова заинтересовала их заповедь о надобности «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». Будучи человеком увлекающимся, Пьер активно включается в новую для него деятельность. Он создает проект преобразования ордена масонов, где призывает к деятельности во благо человека, вносит предложения о практической помощи ближнему. Встретив протест со стороны членов масонской ложи, Безухов понимает, что истинные взгляды масонов на жизнь расходятся с теми, что они высказывают на, проповедях. И здесь, как в светском обществе, от которого он бежал, преследуются те же цели наживы, карьеризма и собственной выгоды во всем.
Как почти любого человека его времени, Пьера Безухова интересовал образ Наполеона — сильного человека, непобедимого полководца, идущего напролом. Но Отечественная война 1812 года становится этапом переосмысления взглядов и убеждений графа. Он видит, что его кумир — эгоистичный деспот, проливающий кровь миллионов людей ради утверждения своего мирового господства.
Решающее значение в формировании взглядов Пьера сыграло сближение его с народом, с русскими солдатами. Он восхищается их мужеством, безоглядной смелостью, истинным патриотизмом, живущим в их душах. Находясь под впечатлением от увиденного героизма русских людей, Безухов принимает решение участвовать в Бородинском сражении.
Весьма показательно описание пейзажа Бородинского поля перед началом битвы — «крепительная свежесть утреннего заморозка», «волшебно-хрустальный блеск», и даже неприглядные картины в этой атмосфере казались «чем-то успокоительно-прекрасным». По своему обыкновению, Толстой раскрывает настроение героя через восприятие им красоты и величественности природы. Именно картина пейзажа помогает Пьеру осознать величие и значительность происходящего.
Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова становится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно желающего цельности и гармонии в своей жизни, явилось откровением. «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни». По словам Наташи Ростовой, увидевшей Пьера после долгой разлуки, «он сделался какой-то чистый,., свежий; точно из бани... морально из бани».
Пьер не стал приверженцем непротивленческой философии Каратаева, но общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития героя. Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле. Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».
Даже счастливая семейная жизнь с Наташей Ростовой не останавливает деятельность Пьера на благо общества. Он верит в возрождение России, верит в силу народную. И видит смысл жизни только в беззаветном служении отчизне, своему народу.
Это о нем и о таких, как он, Толстой сказал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие— душевная подлость».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Путь нравственных исканий Пьера Безухова в романе Л Толстого "Война и мир". Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Война и мир
> Путь нравственных исканий Пьера Безухова в романе Л Толстого "Война и мир"