А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема “общей жизни” нации в романе Л Н Толстого "Война и иир" - сочинение

Философ, историк, художник, проповедник, моралист — и всё это автор «Войны и мира». Казалось бы, это роман, где наибольшее внимание уделено изображению представителей различных слоёв дворянства. И тем не менее в нём он и как философ, и как историк, и как художник, и как проповедник, и как моралист следует одному принципу: любой герой, каждая проблема, всякая идея произведения соотносится, раскрывается непременно в соотнесении с духовным миром народа, характеризуется через значение для всей страны, для всей нации. Мысль о народе — главная и ведущая в романе. Народ Толстой признаёт не только творцом истории, но и судьёй её.

Сам народ в «Войне и мире» изображается как бы в двух ракурсах. Во-первых, перед нами образ русской нации, который включает в себя и черты отдельных героев, в том числе из высших сословий. То есть Толстой не мыслит дворян вне народа. Во-вторых, возникает образ народной массы, который входит в более широкий образ нации и в то же время отчётливо выделяется из него.

Именно время Отечественной войны 1812 года, когда решалась судьба отечества, позволяет писателю рассматривать их, простой народ и дворян, как нечто целостное, как единую нацию, объединившуюся перед лицом общей беды — французского нашествия.

Поэтому образ народа как нации включает в «Войне и мире» и образы лучших представителей дворянства (Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Марьи Болконской). Наташа Ростова и Марья Болконская безотчётно испытывают влияние народной жизни. А Пьер Безухов и Андрей Болконский явно сознают, что в отрыве от народа человек не может оправдать своего высокого назначения. Характерно, что лучшие черты своих лучших героев, принадлежащих к дворянству, Толстой объясняет исключительно благотворным народным влиянием.

В первом томе «Войны и мира» самым ярким эпизодом, рисующим характер русского человека на войне, является эпизод, рассказывающий о батарее капитана Тушина. Капитан Тушин — обыкновенный, ничем не выдающийся офицер, каких было немало в русской армии. Этот маленький, худой, пугливый и слабый, в чём-то даже смешной человек на поле боя оказывается истинным героем. Конечно, он боялся, но в нужный момент сумел победить свой страх. А мужество в том и заключается, убеждён Толстой, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать своё дело.

Обыкновенны и тушинские солдаты, которые “как дети… смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах”. В сцене, изображающей действия батареи капитана Тушина, нарисованы одновременно и сила русского национального характера, и то трагическое положение, в которое русский народ был поставлен на полях сражения царём.

Во втором томе романа образ народа развивается и углубляется. С большой силой показана поэтическая сторона русского национального характера, в частности в сцене пляски Наташи Ростовой в доме её дядюшки.

Особенное значение для развития образа народа имеют страницы, посвящённые описанию поездки Пьера Безухова по его имениям в Киевской губернии, разговоры его с Андреем Болконским после этой поездки. Важно выделить как особенность коллективного образа народа в «Войне и мире» то, что он складывается из образов отдельных лиц, часто между собою биографически не связанных.

В третьем и четвёртом томах на первый план выходит героизм народа, взявшего в свои руки решение судьбы родины, героизм, который приобретает массовый характер. Вообще в этот ответственный для России момент, можно видеть, ощутимо повышается общественная активность народа и его единство.

На войне одна забота владеет и веселящимися в грязном пруде солдатами, и купцами, жгущими свой хлеб, и полководцем Багратионом. Рискуя заслужить гнев царя, он после оставления Смоленска пишет без всякой дипломатии письмо Аракчееву: “Больно, грустно, и вся армия в отчаянии... Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани!.. Ежели уж так пошло — надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах... Скажите, ради бога, что наша Россия — мать наша — скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаём сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление...”

Так думает не один Багратион — вся Россия. Хотя у каждого она своя. У Ферапонтова она другая, у Наташи — третья, но у всех одна. И все они, знатные и простые: князь Андрей и Алпатыч, Николай Ростов в своём полку и Пьер в Москве, человек во фризовой шинели, радующийся пожару Смоленска, и стиснутый московской толпой Петя Ростов; купающиеся солдаты и генерал Багратион — все они знают теперь: пришёл час, когда стало важно только одно — общая судьба всех, судьба отечества.

И рядом сцена, которая резко контрастирует с только что сказанным. Бунт богучаровских крестьян служит как бы прямым продолжением картины рабской жизни крепостных деревень, принадлежащих Пьеру Безухову. Деревни Пьера находились в Киевской губернии; деревни Болконских, примыкавшие к их имению Богучарово, — под Смоленском. Но как в тех, так и в других царили нищета и рабство, порождённые крепостничеством. Изобразив богучаровских крестьян, Толстой показал реальное положение крестьянства и неугасимый порыв его к лучшей, свободной жизни. О них можно сказать и так: это — простой русский народ, бунт которого раскрывает социальное положение победителей Отечественной войны. Потому что богучаровские крестьяне — родные братья солдат, участвовавших в Аустерлицком сражении, крестьян, которые живут в деревнях, принадлежащих Пьеру Безухову, тех ополченцев, которых в недалеком будущем встретит тот же Пьер на Бородинском поле.

Патриотизм народа находит выражение прежде всего в его героизме. Этот героизм народа со всей отчётливостью проступает уже в первом томе романа, когда и война-то ещё не была отечественной. И он контрастен безразличному отношению многих представителей высших слоёв общества к судьбам России. Именно народ показывает наибольшую непримиримость к национальному порабощению.


 
В образе народа, разумеется, воплощены разные стороны мировоззрения Толстого. Отсюда двойственность в изображении им богучаровского бунта: правы и крестьяне, осмелившиеся не подчиниться распоряжению помещицы, прав и Николай Ростов, усмиривший бунт. Рисуя героический облик русского народа, Толстой вместе с тем любовно говорит о его терпеливости. Так возникает фигура Платона Каратаева. Наряду с вымышленными лицами в «Войне и мире» действуют лица исторические. Прежде всего это Кутузов и Александр I. Создавая эти образы, Толстой добивался их соответствия и реальным жизненным фактам, и идейно-художественной концепции своего романа. Они даны в соотношении с идеей борьбы русского народа за независимость своей родины. Характерно в этом смысле восприятие Александра I Николаем Ростовым. Николай восхищается царём, готов во всякую минуту пожертвовать за него своей жизнью. Представление Николая Ростова о царе в то время разделялось огромной массой населения страны. Для неё царь был олицетворением самой России, её славы и могущества. Она верила в Россию, в русское оружие, а потому и в царя. Другой аспект освещения Александра I — отношение к нему Андрея Болконского, проявляющего явный скептицизм в адрес царя. Образу царя в романе противостоит образ Кутузова. Толстой строит образ Кутузова так, что уже при появлении в романе, в сцене разговора с царём, он держит серьёзнейший экзамен: “— Ведь мы не на Царицыном Лугу, Михаил Ларионович, где не начинают парада, пока не придут все полки... — Потому и не начинаю, государь, — сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его ещё раз что-то дрогнуло. — Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде, и не на Царицыном Лугу, — выговорил он ясно и отчётливо”. Так сразу Кутузов проявляет величие своей души, и больше ему уже не нужно доказывать читателю свою доблесть. Своим поведением он демонстрирует тот вид мужества, какой часто даётся человеку труднее, чем отвага на поле боя. Куда чаще люди, не бледневшие перед лицом неприятеля, не находят в себе силы сохранить стойкую самостоятельность перед верховной властью. Писатель рисует человека, чьё величие заключается в том, что он способен отстранить личное и руководствоваться целями общей необходимости. Кутузов намеренно отстраняет от себя всё внешнее в сознании своей высокой миссии — спасения России. Из всех лиц «Войны и мира» автор наделяет его наиболее полным, живым, непосредственным, человеческим ощущением бедствий отечества. Повторим, как и подобает настоящему герою, вину и ответственность он берёт на себя. У Кутузова в «Войне и мире» единственная цель — изгнать французов из России. И как только армия захватчиков превратилась в толпу, Кутузов счёл свою миссию законченной (я говорю, конечно, не об историческом Кутузове, а об образе Кутузова в романе Толстого). Всё это было выражением того чувства, которым был охвачен весь русский народ. Личность в истории только тогда что-то может, когда проявляется её единство с народом. Войну 1812 года, как это понимает и показывает в романе Толстой, выиграл не царь, не Кутузов, не полководцы, а народ, руководимый Кутузовым. Он не перехитрил Наполеона: он оказался мудрее этого гениального полководца, потому что лучше понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. И его последние дни, совпадающие с завершением всей “военной” линии сюжета, исключительно важны в книге. В финале романа звучат торжественные, величальные и траурные слова заключительного авторского суждения: “Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего”. Он выполнил свой долг до конца, этот дряхлый старик с одним глазом. Выполнил, не думая о наградах, — он слишком многое знает о жизни, чтобы желать наград. Он кончил свой подвиг. “Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”. Повествуя о великих событиях Отечественной войны 1812 года, рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, писатель говорит, что русский народ одержал здесь нравственную победу. И потому народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков. Размышляя о войне и мире, об истории отечества с позиции народных интересов, Толстой, мне думается, закономерно приходит к единственно возможному выводу, что только в национальном единстве всего общества, единстве свободных и равных людей будущее и слава России.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема “общей жизни” нации в романе Л Н Толстого "Война и иир". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Война и мир > Тема “общей жизни” нации в романе Л Н Толстого "Война и иир"
Война и мир

Война и мир


Сочинение на тему Тема “общей жизни” нации в романе Л Н Толстого "Война и иир", Война и мир