А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Сочинения > Вячеслав Иванов > История символизма в литературных трудах Вячеслава Иванова
История символизма в литературных трудах Вячеслава Иванова - сочинение
Важнейшая в истории символизма часть статей Вяч. Иванова - он назвал их «эстетическими и критическими опытами» - была собрана в двух книгах его критической прозы - «По звездам» (1908) и «Борозды и межи» (1916). Это были действительно «опыты» в старинном значении слова - статьи, написанные в философском ракурсе, насыщенные глубокой обобщающей мыслью, подкрепленной огромным запасом знаний, с очень тонкими эстетическими проникновениями и наблюдениями, сохранившими в ряде случаев свое литературно-филологическое значение и до сих пор. «Вопросы современного сознания», духовной и эстетической культуры ставились в них чаще всего в связи с проблемой символизма, на историко-литературном и историко-культурном материале. Такова суть его статей о Пушкине, Достоевском, Л. Толстом, Вл. Соловьеве, Шиллере, Байроне, Р. Вагнере, Чюрленисе, а также очень показательная для него и для его времени серия статей о театре и напечатанное в журнале «Новый путь» большое исследование «Эллинская религия страдающего бога». Вяч. Иванов, создавая свои монументальные «опыты», писал сравнительно мало рецензий, по возможности избегал литературной и тем более общественной «злобы дня» и сравнительно редко полемизировал («Я вовсе не полемист», - писал он о себе). Его статьи-вещания, замедленные по своему словесному темпу, грузно-торжественные, пышные, с явным элементом учительства, полные таинственно-лирических темнот, хотя и стройные по композиции, со сложными, разветвленными, витиеватыми, инверсированными фразами, в какой-то мере соответствовали принципиально-архаизированной поэтической речи Вяч. Иванова-лирика. Однако символистские образования («молнийные копьеносцы», «мировая Тайна», «вечная Жертва») смешивались в статьях Иванова с характерным для него языком, тронутым современной научно-философской терминологией («мистический энергетизм», «индивидуация», «реальность динамическая», «мировая феноменология»), и с многочисленными греко-латинскими цитатами в оригинале. Все это производило и производит впечатление на редкость выдержанной стилизованной речи, своего рода символистского барокко. И это был не только «стиль», но и тип мышления и стоящий за всем этим образ поэта-мыслителя-ученого. «В образе В. Иванова,- утверждает один из его современников в своей далеко не комплиментарной статье, - есть утонченный академизм, его ученость есть своеобразный эстетический феномен. У Иванова, пишет другой современник, имея в виду его «критические опыты», «интуиция (…) значительно сильнее дискуссии, поэт - философа» Однако художественная суть и стилевая форма статей Вяч. Иванова вызывала к себе далеко не одинаковое отношение современников (об их оценке содержания этих статей и критической прозы Вяч. Иванова как целостного явления - речь впереди). Критики, стоявшие далеко от символизма, сторонники реализма, относились к стилистическому обличью статей Вяч. Иванова единодушно отрицательно. Так, например, один из них, сотрудник «Вестника Европы» С. Л. Адрианов, бегло оговорившись, что он чувствует в книге Вяч. Иванова «По звездам» «много искренности, а иногда и глубину запросов», вывел об этой книге в целом, особенно о ее стиле, крайне неблагоприятное заключение. «К сожалению., - писал Адрианов, - овладеть этим содержанием (книги) не так легко, так как г. Иванов выражает скоп идеи в форме чрезвычайно замысловатой. Его лексикон изобилует далеко не всегда вразумительными неологизмами, а обычные слова он постоянно употребляет в необычном смысле. Синтаксис его тяжеловесен и запутан. Мысль его на каждом шагу прячется за туманные, произвольные символы, почерпнутые то из собственных его стихотворений, то из античных легенд, или изобретаемые специально для данного случая. . .» Стилистические особенности критической прозы Вяч. Иванова были восприняты почти так же и некоторыми символистами. А. Белый, например, по-видимому не без влияния развернувшейся в символистском лагере полемики, намекал, что творчество Вяч. Иванова в целом по своему стилю являет собой смесь Малларме и Тредиаковского, а позже, в упомянутой уже брошюре «Сирин ученого варварства», не без ехидства называл статьи Вяч. Иванова «муроносными» (от «муро» - через ижицу) и в той же брошюре писал, что книги Вяч. Иванова «проходят перед взором причудливым замыслом, напоминая слонов, изукрашенных золототкаными пологами». Эллис, отзываясь весьма положительно о содержании ивановских статей, вместе с тем отмечал «существенные недостатки» их стиля и подтверждал свое суждение примерами того, что ему представлялось «какой-то особенной зазубренностью, шероховатостью, торжественно-риторической прозаичностью и невероятно ненужной усложненностью терминами».


Если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском

Сохранить сочинение:

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванов


Сочинение по теме История символизма в литературных трудах Вячеслава Иванова, Вячеслав Иванов


Сочинения по теме

Жизнь слова сочинение Любовь в понимании Бунина Образ тихона в пьесе гроза Сочинение моя любимая сказка Сочинение на тему золотая осень Сочинение на тему красота природы Сочинение на тему учитель Сочинение памятный день летних каникул Сочинение по рассказу недоросль
  Мобильная версия  

Летний сад осенью сочинение Сочинение на тему описание природы Сочинение описание внешности человека Сочинение по картине васнецова баян Сочинение по картине после дождя Сочинение по пословице