"В идеях Печорина много ложного в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою" (В Белинский) (по роману М Лермонтова "Герой нашего времени") - сочинение
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажение; но все это
выкупается его богатою натурою»
(В. Белинский) (по роману М. Лермонтова
«Герой нашего времени»)
В романе «Герой нашего времени» проявился расцвет художественного мастерства и идейного богатства творчества М. Ю. Лермонтова. Образ Печорина — реалистическое воплощение проблем личности и общества, остро стоявших в последекабристской России.
В истории жизни Григория Александровича Печорина отразилась судьба целого поколения молодых образованных людей тридцатых годов девятнадцатого века. Сам автор отмечает, что это «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
М. Ю. Лермонтов, создавая образ своего героя, пытался разобраться в том, почему одаренные, мыслящие люди не могут найти своего места в жизни, почему они растрачивают жизнь по пустякам и, наконец, почему они так одиноки?
На примере судьбы Печорина автор раскрывает суть и причины трагедии таких людей, ставя своего героя в различные жизненные обстоятельства. Существует множество способов, помогающих раскрыть литературный образ. Лермонтов прибегает к форме дневниковых записей — герой искренне рассказывает о себе, заглядывая в самые потаенные уголки своей души. В предисловии к журналу Печорина М. Ю. Лермонтов отмечает, что «история души человеческой» «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».
Последовательность повестей не соответствует хронологии развития событий романа, но это преднамеренно сделано автором, так как каждая из них служит ступенью в постепенном раскрытии образа главного героя. Автору важно показать героя с разных точек зрения, в новой для него общественной среде, с людьми, занимающими различное положение в обществе.
В первой главе романа, «Бэла», мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера, прослужившего большую часть своей жизни на Кавказе, человека доброго и открытого, являющегося, по мнению В. Г. Белинского, типичным представителем русского народа. Максим Максимыч считает Печорина своим другом, хотя не в состоянии понять до конца сложный характер главного героя. Он признает его незаурядность, железную волю, необычную способность подчинять всех своей воле, но для старика штабс-капитана его сослуживец так и остался человеком «странным». И, действительно, послушав Максима Максимыча, мы и сами начинаем считать Печорина весьма интересным и загадочным. Так что же он из себя представляет?
Умный, образованный человек, наделенный талантом, в его душе таятся «силы необъятные». Дворянин по происхождению, получивший достойное воспитание, он, едва выйдя из-под опеки родных, пускается в погоню за удовольствиями. Попав в свет, заводит бесчисленные романы с красавицами, но вскоре разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Пытаясь справиться с ней, начинает заниматься наукой, читать книги, но бесполезно, и это тоже ему надоедает. И вот в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями », он отправляется на Кавказ.
В повести «Бэла» проявляется безграничное равнодушие героя ко всему на свете кроме себя. Ради удовлетворения собственной прихоти он готов сломать чужую жизнь. Так, неудачей заканчивается попытка нашего героя обрести простое счастье в любви горянки Бэлы. Он откровенно признается Максиму Максимычу: «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной также надоедают, как и кокетство другой...».
После гибели Бэлы Максим Максимыч замечает: «... его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя». Правда, затем он вскользь говорит:» Печорин был долго нездоров, исхудал...». Из этих слов мы можем сделать вывод о том, что Печорин в душе страдает из-за этой смерти.
Наш герой приносит людям одни страдания. Почему же это происходит? Печорин — яркое порождение своего времени и общества. Он слишком отличается от «детей природы», чужд и непонятен их среде. Он вторгается в жизнь горцев как губительное начало. Его не может удовлетворить любовь дикарки Бэлы. Но разве он виноват в этом? С одной стороны, он, конечно, виноват в том, что разрушил тихую жизнь Бэлы, но, с другой стороны, разве можно винить его в том, что он «не может ее больше любить? Печорин находится в постоянном поиске средств для преодоления своей скуки и пустоты существования. И затея с похищением Бэлы совершается им, по большому счету, не из-за любви к этой девушки, а из-за непреодолимого стремления к приключениям, из-за неожиданно блеснувшей надежды на возвращение утраченного интереса к жизни.
Но какие бы причины не побуждали нашего героя к тем или иным действиям, он все же не вправе распоряжаться чужою жизнью, превращать человека в лекарство от скуки, которое он перестает «принимать», как только оно перестает действовать.
Во второй повести романа, «Максиме Максимыче», главного героя мы застаем на пути в Персию. Повествование о нем ведет странствующий офицер, человек, судя по всему, образованный и занимающий в обществе то же положение, что и Печорин. Он рисует нам довольно подробно портрет Григория Александровича, попутно делая некоторые психологические замечания. Характер получается настолько образным, что мы живо представляем себе человека, совершенно опустошенного и много пережившего.
Особое внимание автор уделяет глазам Печорина: «...они не смеялись, когда он смеялся!.. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском,.. то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».
В характеристике героя, просматривающейся сквозь его портрет, можно заметить три особенности: во-первых, во внешности Печорина отражаются черты личности необычной, сильной, возвышающейся над окружающими. Во-вторых, бросается в глаза, что это человек «странный», непонятный, так как он весь состоит из противоречий. И, в-третьих, автор находит в его портрете некую «нервическую слабость». «Это глубокий след от сознания бессмыслицы и пустоты существования... это горький итог неутомимых и бесплодных ответов поисков деятельности»,— отмечает критик Е. Михайлова.
Печорин настолько замкнут в себе, постоянно анализирует свои чувства и поступки, что уже теряет способность проникнуться переживаниями и тревогами другого человека. Это хорошо видно из последней его встречи с Максимом Максимычем. Он обижает добродушного старика своим невниманием и равнодушием, что в конечном итоге приводит к подрыву веры этого пожилого человека в молодое поколение.
Итак, в первых двух повестях романа мы узнавали о Печорине по рассказам других людей. Следующие три повести — журнал-дневник Григория Александровича, «следствие наблюдений ума зрелого над самим собою...».
Повесть «Тамань» является романтическим приключением нашего героя. В ней рассказывается история, приключившаяся с Печориным по пути на Кавказ. Она помогает нам увидеть еще одно из качеств, свойственное этому человеку, — любопытство, которое, в свою очередь, приводит его к смертельной опасности. Печорин притягивает к себе события, движет их исключительной силой воли. Его влечет к опасностям, к тревожным переживаниям, к рискованным поступкам, и все это делается лишь с одной единственной целью — заполнить хоть на время образовавшуюся в душе пустоту.
Повесть «Княжна Мери» позволяет получить нам ответы на большинство вопросов, связанных с личностью Печорина Григория Александровича. Сюжет основан на дневниковых записях, которые делаются почти ежедневно. Наш герой не только описывает сами события, но еще и выражает свое отношение к ним, свои мнения и чувства, тщательнейшим образом исследует свою душу, анализирует поступки людей, с которыми сталкивает его жизнь.
До событий, описываемых в «Княжне Мери», мы ни разу не встречали Печорина в гуще людей. А здесь он постоянно с кем-то встречается, и может показаться, что с некоторыми он находится в приятельских, даже дружеских отношениях.
На водах наш герой встречается с юнкером Грушницким, молодым человеком, который хочет казаться старше и мудрее своего возраста, а на самом деле не познавшим еще никаких чувств и страданий. Он насквозь фальшив, его цель — «сделаться героем романа», производить эффектное впечатление. И не умея поражать окружающих его людей настоящей яркостью своей личности, подлинной исключительностью, он старается подделаться под такую личность.
Печорин не выносит неискренности, поэтому он сразу начинает испытывать к Грушницкому неприязнь, вот как он отзывается о нем: «...он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение... Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Так и вышло. Раздраженный фальшью Грушницкого, Печорин дерзко вмешивается в судьбу юнкера, влюбляя в себя Мери. Но справедливости ради надо заметить, что к этому поступку в большей степени его толкает все та же скука. «Из чего же я хлопочу?» — спрашивает он сам себя и отвечает: «...есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!».
Печорин не устает подчинять своей воле все окружающее, «не имея на то никакого положительного права». Таким образом, он пытается насытить свою гордость, чтобы наконец-то почувствовать себя счастливым. Ведь, по его определению, счастье и есть не что иное, как «насыщенная гордость». Но вот в чем трагедия нашего героя: вместо счастья — утомление и скука. Судьба словно смеется над ним — каждый его шаг является доказательством того, что всю полноту жизни нельзя постичь без настоящей полноты чувств, когда общение человека с миром идет лишь в одном направлении: только к тебе, но не от тебя.
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...»,— так пишет о нашем герое В. Г. Белинский. Душа его на самом деле страстно ищет истинной влюбленности, и с радостным удивлением он чувствует, что при возможности навсегда потерять Веру, она вдруг становится для него дороже всего на свете. Читатель понимает, что ее-то Печорин любит, однако любит опять же только для себя, причиняя ей только мучения.
В «Княжне Мери» показана истинная трагедия Григория Печорина. Всю свою жизнь, свой талант, огромную энергию он тратит на пустяки, не найдя себе более достойного применения. Это ли не трагично?
В последней повести, «Фаталист», герой пытается ответить на главный вопрос: предопределено ли назначение человека чьей-то волей свыше? Печорин считает только себя истинным творцом своей судьбы. Он отвергает священную веру предков в высший разум, и вот опять возникает трагедия — ему нечего поставить взамен утраченным идеалам.
«"Герой нашего времени" — это грустная дума о нашем времени...»,— напишет В. Г. Белинский. Судить о человеке необходимо, учитывая обстоятельства его жизни, историческую эпоху, в которой он живет. Время, отраженное в романе, было одним из наиболее драматических периодов русской истории. После поражения декабристов на Сенатской площади в сознании людей произошел перелом: многие разочаровались в былых ценностях и идеалах, что породило тотальное разочарование и апатию. Таким является и Печорин, в идеях которого, по словам В. Г. Белинского, много ложного, но все это «выкупается его богатою натурою ».
Печорин остается для нас неразгаданным человеком от начала и до конца романа. Но этот недостаток, по мнению В. Г. Белинского, есть в то же время и достоинство великого произведения М. Ю. Лермонтова, ведь «таковы бывают все современные общественные вопросы, высказываемые в поэтических произведениях...».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме "В идеях Печорина много ложного в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою" (В Белинский) (по роману М Лермонтова "Герой нашего времени"). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Герой нашего времени
> "В идеях Печорина много ложного в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою" (В Белинский) (по роману М Лермонтова "Герой нашего времени")
Сочинение на тему "В идеях Печорина много ложного в ощущениях его есть искажение; но все это выкупается его богатою натурою" (В Белинский) (по роману М Лермонтова "Герой нашего времени"), Герой нашего времени