А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 1) - сочинение

"Герой нашего времени" - не просто портрет героя эпохи. Перед нами, как сказано в предисловии к "Журналу Печорина", история души человеческой. Вначале - в первой молодости героя - бешеная погоня за всеми удовольствиями, которые можно получить за деньги, большой свет, любовь светских красавиц, попытка заняться наукой - и разочарование во всем. Далее - радостные надежды проявить свои силы в новой обстановке - на Кавказе. Встреча с таинственными людьми в Тамани, овеянная жаждой романтики, - и трезвое пробуждение: таинственные люди оказываются контрабандистами, слепой - жалким воришкой... Следующий этап жизни героя-Пятигорск, "водяное общество ", страстное желание возмутить размеренную, устоявшуюся жизнь дворян-обывателей и - еще более горькое сознание своей обреченности и ненужности. Позднее-история с Бэлой, вера в обновляющую силу любви цельной, необык новенной натуры-и снова горькое разочарование: "Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой".

Наконец, возвращение в Петербург, очевидно, еще большее охлаждение героя, поездка в Персию (на пути-встреча с Максимом Максимычем, подчеркивающая равнодушие Печорина) - и смерть. Изменения характера Печорина сказались даже на его внешности. Сначала он пишет о себе: "На вид я еще мальчик; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит". Совершенно иным он предстает перед нами в конце своего жизненного пути, в повести "Максим Максимы ч". Такова схематично история героя, история его души. С полным правом он мог сказать о себе: "...Зачем я жил? для какой цели я родился? ...А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные". Но высокое назначение не было угадано, и силы необъятные остались без приложения. Многостороннему изображению характера Печорина способствует "разорванная" композиция романа, перестановка глав, нарушающая плавное хронологическое развитие сюжета. Если следовать хронологии, нужно было бы предисловие к "Журналу Печорина" поместить в конце романа, а главы "Бэла" и "Фаталист" - где-то в середине. Но Лермонтов решил идти от внешних впечатлений о герое, от его поступков - к внутреннему миру.

Первая часть рисует Печорина как бы "извне", глазами других людей, Максима Максимыча и автора-рассказчика. Перед нами странный, загадочный характер человека, видимо, необыкновенного, но вместе с тем исполненного пороков. В предисловии к роману автор замечает, что этот характер не выдумка: "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном его развитии". Автор указывает, что таких людей он "слишком часто встречал". Вторая часть романа раскрывает характер Печорина как бы "изнутри", обнажает мотивы его странных поступков, его отношение к себе, содержит его самооценки. Для Лермонтова всегда было важно увидеть сложное движение психологии человека, приводящее к тому или иному поступку. В предисловии к "Журналу" акцент сделан не на пороках Печорина, а на его беспощадной искренности, на отсутствии в нем тщеславия. Автор предисловия - рассказчик надеется, что читатели, может быть, найдут "оправдание поступкам, в которых до сей поры" обвиняли Печорина. Упоминание в предисловии о смерти Печорина подчеркивает искренность героя: он писал для себя, а не для других, и только случай помог опубликовать его записки. Обратив внимание читателя на "странности" Печорина, представив его так, как воспринимали подобных героев люди обыкновенные, и вместе с тем заинтриговав читателя, Лермонтов далее ставит задачей обнаружить истинную сущность характера героя и бросить свет на причины его "странного" поведения. Внимание читателя приковано к тем страницам, где Печорин показан мятежной, активной натурой, человеком, не приемлющим спокойной, размеренной жизни, постоянно готовым к борьбе, к какому-то бунту против общества, а иногда - и к мести ему.

Мы сталкиваемся с попытками героя найти для себя хотя бы подобие жизни, деятельности, движения, испытать полноту чувств. "...Я люблю врагов, хотя не по-христиански ",-говорит он о себе, заявляя, что именно борьбу он называет жизнью. Активность героя, однако, может проявиться лишь как акция, враждебная окружающему обществу, и это лишний раз указывает на то, что общество устроено неразумно. Если в "Тамани" он в значительной мере был вовлечен в приключение, то в Пятигорске, среди "водяного общества", он сам пытается создать - и создает - конфликтную ситуацию, потому что размеренная жизнь враждебна его существу. Другое дело, что эта ситуация мелка и недостойна могу чей натуры Печорина, но он был доволен и тем, что бросил камень в стоячее болото. В отношениях с Верой Печорин выглядит человеком сильных страстей, но и деспотом, причиняющим страдания другим, и несчастным существом, способным на горькое раскаяние и на угрызения совести. Он значительно выше Мери - заурядной представительницы своей среды, но в чем-то и ниже ее: она целиком отдается своему чувству, а Печорин из холодного расчета играет в любовь, хотя и казнит себя за это. В сравнении с Грушницким ярче выступает сложность и глубина натуры Печорина, его благородство, гордость, поэти чность (недаром он осуждает Грушницкого за отсутствие в его душе поэзии).




 
И тем не менее - и не без оснований-он обвиняет себя в эгоизме, и в неспособности к дружбе, и в страсти к противоре чиям, и в бесплодности существования. Да и в самом деле, нужно ли было человеку глубокого ума избирать средством мщения "водяному обществу" такое ничтожество, как Грушницкий? Сопоставление с Вернером усиливает впечатление от некоторых качеств Печорина; Вернер - скептик, сдержан в проявлении чувств, в нем живет душа испытанная и высокая, но, в отличие от Печорина, он абсолютно пассивен и ничего не сделает, чтобы утвердить свою личность, - ни хорошего, ни дурного. Нетрудно заметить, что в эти три образа - Печорина, Вернера и Грушницкого - Лермонтов внес автобиографические черты. Хотя он в предисловии и отрицает свою общность с героями своих повестей, но это отрицание - элемент литературной игры. То обстоятельство, что собственные чувства Лермонтов проверил на своих героях и осудил в них некоторые черты своей личности, указывает, что он начал "сжигать то, чему поклонялся", что он был уже на пути к новой жизни, к новым идеалам. "Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойни чьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится... и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус... " Герой винит в своем одиночестве главным образом самого себя, но Лермонтов наталкивает читателя на более широкие выводы. "Герой нашего времени" - первый в русской литературе психологический роман, основной интерес которого сосредото чен на внутренней жизни героя, на его "поведении" и оценке собственных поступков, мыслей и чувств. В тоже время - это первый философский русский роман, в котором судьба героя и становление его характера осмысляются в категориях "добра" и "зла", необходимости и свободы", - писал критик И. Виноградов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 1). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > "Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 1)
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему "Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 1), Герой нашего времени