А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 2) - сочинение



Роман "Герой нашего времени" был написан в 1839-1840-м годах. Главный герой произведения - Григорий Александрови ч Печорин, фамилия которого имеет явные ассоциативные связи с пушкинским Онегиным. По своему типу герой Лермонтова связан с персонажами психологических романов Карамзина и романа Пушкина "Евгений Онегин". Содержание произведения составляет история души Печорина. Произведение "Герой нашего времени" написано в жанре романа. Согласно информации литературоведческого словаря, жанр романа характеризуется следующими чертами: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие. Именно это "многого лосие" играет значительную роль в раскрытии души Печорина. Так, главы романа расположены не в хронологическом порядке, а по принципу "от внешнего к внутреннему". В первой главе о Печорине рассказывает Максим Максимыч ("Бэла"), человек простой, добрый, но ограниченный, который хотя и замечает странность героя, однако не может ее объяснить ("А все, чай, французы ввели моду скучать?"). Далее Печорин дан глазами офицера-писателя, не только подмечающего все "странности" в портрете и поведении героя, но угадывающего скрытность характера ("при ходьбе не размахивал руками"), страстность, порою злой нрав или "глубокую постоянную грусть" ("глаза его не смеялись, когда он смеялся").

И наконец, сам Печорин рассказывает о себе в небольших повестях "Тамань" и "Фаталист", а также в своем дневнике "Княжна Мери". В них запечатлена история разочарованной и гибнущей печоринской души со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем журнала, Печорин говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Кроме того, в дневнике приведены отзывы о нем Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера. Сюжет как бы замкнут кольцевой композицией: действие начинается в крепости, и в крепости оно заканчивается, следовательно, внимание читателей сосредоточено не на внешней динамике событий, но на характере героя, который так и не находит достойной цели в жизни, возвращаясь к исходному пункту своих нравственных исканий. Благодаря использованию этого приема Лермонтову наиболее полно удалось раскрыть душу Героя Нашего Времени (на что еще указывал в свое время Белинский), а кроме того, показать пороки современного общества "в полном их развитии".

Характер Печорина неизменен, он духовно не растет, но от эпизода к эпизоду мы все глубже погружаемся в психологию героя, тем не менее внутренний облик Печорина неис черпаем. В этом состоит история печоринской души, ее загадо чность, странность и привлекательность. Равная самой себе, душа не имеет перспектив развития. Из-за этого Печорин испытывает постоянную скуку и некую апатию к жизни. Несмотря на это, герой всякий раз надеется, что очередное любовное происшествие освежит его чувства и обогатит его ум. Однако не суждено Печорину стать счастливым человеком: так, любовь к Вере и Бэле непродолжительна; влюбленность в Ундину остается без ответа, а княжну Мери герой не любит сам. Печально, но в конце концов власть над женщиной становится для Печорина важнее, чем искренность чувства. Герой готов рисковать собой ради женщин: опасное для жизни путешествие в "Тамани", дуэль с Грушницким ради защиты чести Мери. Однако единственное, чем герой не может пожертвовать ради чужого счастья, - свобода. По той же причине он не способен к дружбе. Он непременно должен быть лидером. В отношениях с Вернером были возможны только приятельские отношения, так как они находились на одной социальной ступени. Проявляя холодность по отношению к Максиму Максимычу, Печорин забывает о давних приятельских отношениях.



 
В то же время мне кажется, что Печорин в душе поэт, он мыслит поэтическими образами: "Нынче в пять утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками... Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка". Как личность Печорин выше "среды", но ведь именно под влиянием этой "среды" был сформирован характер героя. В своей исповеди он так объясняет Мери становление своего характера: "Все читали на моем лице признаки дурных свойств - и они родились. Я был скромен - меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был упрям, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир,-меня никто не понял: и я выу чился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом... Я сделался нравственным калекой: одна половина моей души не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил... другая жила к услугам каждого". В этом монологе не только осуждение светского общества, которое, оскорбляя человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет его себе, то есть делает завистливым, злобным, злопамятным, лицемерным, но и самоосуждение, боль за погубленную лучшую половину души. Герой переходного времени, лишенный возможности общественного служения, погружаясь в мир собственной души, анализирует каждый свой шаг, каждый поступок, каждое движение своей души-это необходимо Печорину, чтобы понять себя и определить свое назначение. Но самое ужасное, что этой цели у него нет: к чему он идет и чего он добивается, не понятно. По моему мнению, Печорин стремится стать счастливым, но способы, которыми он пытается достичь этого, весьма странные. Известный литературовед Ю. Томашевский сказал, что "собственное "Я" - это цель, а все окружающие его люди - только средства для удовлетворения желаний этого "Я". Здесь уместно привести цитату из "Евгения Онегина": Мы все глядим в Наполеоны, Двуногих тварей миллионы... Но, как мне кажется, Печорин не "глядел в Наполеоны", он не стремился стать выдающимся генералом, он не стремился также использовать всех. Скорее он пытался скрыть свою тонкую, поэтическую натуру под маской холодности и равнодушия. Он был одновременно и бесстрашен (один на ка бана ходил, его не пугал свист пуль), но, с другой стороны, боялся и дуновения ветерка. Он оставался загадкой для окружающих и остается загадкой по сей день для нас. Я не могу отнести Печорина ни к глупцам, ни к злодеям, и, действительно, этот человек достоин сожаления. В создании этого типа Лермонтов стремился показать портрет всего поколения, следовательно, Печорин не мог быть бесконечно положительным и бесконечно отрицательным...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > "Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 2)
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему "Глупец я или злодей не знаю; но то верно что я также очень достоин сожаления " (Душа Печорина в романе М Ю Лермонтова "Герой нашего времени") (вариант 2), Герой нашего времени