А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Был ли Печорин героем своего времени - сочинение

Роман состоит из пяти частей-повестей, каждая из которых имеет свое заглавие, свой сюжет и отличается в жанровом отношении. Но основной герой объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман. Гвардейский офицер Печорин едет к месту своего назначения. По дороге заезжает в Тамань («Тамань»). Отсюда он приезжает в Пятигорск (”Княжна Мэри”). За дуэль с Грушницким Печорин сослан на службу в дальнюю крепость, где происходят события, о которых в повести «Бэла» рассказывает хорошо знавший Печорина штабс-капитан Максим Максимыч. Как эпизод из этого периода жизни Печорина представлена повесть “Фаталист” - часть дневника («Журнала») главного героя произведения. Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максимом Максимычем (”Максим Максимыч”). Лермонтов нарушает этот порядок повестей. На первое место он ставит повесть “Бэла”, потом “Максим Максимыч”, далее идут “Тамань” и “Княжна Мэри”, и заканчивается роман повестью “Фаталист”.

Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина.  Автор писал: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..” - говорит Лермонтов в предисловии к роману. Пушкин еще в “Кавказском пленнике” изобразил образ типичного для начала XIX века представителя дворянской интеллигенции, который не являлся членом тайных политических обществ, но критически относился к светскому образу жизни, протестовал против условностей “света”, ограничивающих свободу человеческой жизни. Этот образ он продолжал раскрывать и в поэме “Цыгане”.

Пушкинский Евгений Онегин (роман “Евгений Онегин”) ведет типичную для “золотой молодежи” того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Онегин выделяется (по своей натуре) из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, не подражательную странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой в России. У лермонтовского Печорина вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем тоже разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждение к ним. Герцен назвал Печорина “младшим братом Онегина”. Печорин - это “Онегин нашего времени, герой нашего времени”, - так сказал о нем критик Белинский. “Онегин скучает, Печорин глубоко страдает”. Положение Печорина трагичнее, он по натуре своей одареннее и глубже Онегина. Это сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному признанию, - “нравственный калека”. Его характер и поведение крайне противоречивы. Максим Максимыч поражался странностям Печорина:

    * “В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставней стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…”.


 
Противоречивость Печорина, по определению Лермонтова - “болезнь” поколения того времени. Печорин говорит: “Целая моя жизнь была только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности. В нем борется рассудительность с требованиями чувства, ум и сердце. “Я давно уж живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”. Печорин объясняет свое внимание к женщинам потребностью честолюбия, которое “есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он, - подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха, - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти”. Он способен на глубокую любовь. Получив от Веры последнее письмо, Печорин, “как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!” Оставшись без коня в степи, он “упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал”. Эта противоречивость не дает ему жить полной жизнью. Он расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого высохла, испарилась, умерла “лучшая половина души”. Накануне дуэли Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Он говорит: * “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но он не нашел деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он тратит богатые силы свои на разрушение жизни “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, убивает Грушницкого и т.д. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе, даже гибель. Он приносит людям одно лишь зло. Кто виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? Сам герой отвечает на этот вопрос так: “Во мне душа испорчена светом”, то есть светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”. В 20-е годы XIX века из дворянского общества вышли декабристы. А Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Был ли Печорин героем своего времени. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > Был ли Печорин героем своего времени
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему Был ли Печорин героем своего времени, Герой нашего времени