А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени») - сочинение


Когда жизнь человека теряет смысл, становится ненужной для него или для других, тогда человеку остается только умереть.
В.В. Боровский

Величайший поэт России Пушкин предательски убит, другой, в то время еще малоизвестный, поэт пишет на его смерть стихи. Они звучат ответным выстрелом не только по убийце поэта, но и по тем, кто направил его руку. Так в русской поэзии в эпоху тоски и мрака появился Лермонтов.
Это была эпоха безвременья, когда после разгрома восстания декабристов молодое поколение дворянских интеллигентов переживало глубочайший идейный кризис и не могло уже открыто выступить против деспотического режима. В 1842 году Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а, между тем, наши страдания – почва, на которой разовьется их счастье».
Исцелением от этих душевных страданий явилось для Лермонтова ощущение слияния с народной Россией, с Отчизной, в «странной любви» к которой признавался поэт в одном из самых прекрасных стихотворений – «Родине»:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям…

Вот что окрыляло поэта, позволяло почувствовать себя хоть ненадолго всесильным господином «царства дивного», хоть ненадолго вырваться из мира «блеска и суеты» «ледяного, беспощадного света».
На фоне этих размышлений поэта особенно страшным кажется мотив безвременной старости души, знакомый по «Монологу».

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька постылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

Так кончается стихотворение, написанное пятнадцатилетним мальчиком. Это необычный юношеский пессимизм. Лермонтов еще не умел объяснить, но уже заметил и понял, что человек не может быть счастлив, будучи лишенным возможности действовать. Через десять лет после «Монолога» он напишет роман «Герой нашего времени», где объяснит психологию своего поколения и покажет безысходность, на которую обречены его сверстники.
С особой болью и силой эта безысходность выражена в «Думе»:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,

 
Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. В этих горьких словах Белинский услышал «громы негодования», он почувствовал в них «грозу духа, оскорбленного позором общества». Великий критик воспринял «Думу» как исповедь одного из лучших представителей поколения, живущего в страшные годы реакции. «Эти стихи, – с волнением говорил Белинский, – писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!» Трагический голос поколения звучит и в стихотворении «И скучно и грустно…», написанном двумя годами позже. С горечью пишет поэт о разобщенности людей, о тоскливом одиночестве, о том, что … некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Почти всегда Лермонтов писал о себе – и в то же время всегда готовился написать не о себе. О человеке своего поколения. О герое своего времени. И, может быть, вся его поэзия – подготовка к непостижимому подъему на вершину его прозы. Да, цель Лермонтова – создать «портрет, составленный из пороков всего… поколения». Однако поэт не собирался сделаться исправителем людских пороков. Нет, все дело в том, что недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда недостатки или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки. В чем же Лермонтов видел болезнь своего поколения? Прежде всего в отсутствии у него будущего, в бесцельности существования. Возьмем, к примеру, Печорина. Григорий Александрович Печорин – это тоже портрет, но не одного человека. Тип, составленный из пороков целого поколения! Поколения, которое больно временем. Его пустотой и невозможностью употребить разумно «силы необъятные». Белинский определял лермонтовского героя как «человека с сильной волей, отважного, не бледнеющего перед опасностью, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа, хотя бы и деятельностью без всякой цели». Действительно, Печорина отличает воля, взрывная собранность, способность все силы подчинить замыслу и находить путь для достижения цели. Он действительно превосходит окружающих людей и кажется им человеком необычным, исключительным, странным. Однако куда направлены все эти возможности? Выдающиеся силы Печорина растрачены на достижение отнюдь не выдающихся целей. Правда, мне кажется, здесь впрямую рассмотрен единственно возможный в лермонтовское время вариант сопротивления существовавшему порядку вещей. Вариант, при всей исключительности характерный именно для последекабристской оппозиционности. Если он и герой, то герой времени, когда единственно возможной формой оппозиции стало не открытое сопротивление самодержавному режиму, а идущий вразрез с официальным стереотипом образ чувств и мыслей, свободный внутри государственной несвободы. Свобода внутри несвободы – это позиция и самого Лермонтова. Ведь он был поэтом своеобразного времени – рубежа, когда пора дворянской революционности уже исчерпала себя, а революционно демократическая идеология еще только складывалась. В этих обстоятельствах приходилось искать спасение в себе самом. Однако самоутверждение в плане личном не может принести удовлетворение. Поэтому Лермонтов приводит нас к неизбежному выводу: человеку для полного раскрытия его духовных возможностей необходимо общественное поприще. Да, жизнь жестоко обошлась с Печориным: он сознает, что под воздействием света он «сделался нравственным калекой» и возрождение невозможно. Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не видящий, не нашедший его, Печорин спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Долгая, полная деятельности и смысла жизнь Печорина не состоялась. Он умер на страницах романа, но многих и многих молодых людей он заставил задуматься о своей жизни, понять ее, искать выхода. Лермонтов не дожил до того дня, когда его книга была понята и оценена по достоинству всеми, кто умеет читать. Но книга жила и делала свое дело. Печорин на сей раз нес добро, а не зло: он учил людей заглядывать в свою душу, судить себя, быть к себе беспощадным. Он учил людей думать.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»)
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему Горькая дума Лермонтова о судьбах своего поколения (по лирике и роману «Герой нашего времени»), Герой нашего времени