А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Литературные контрасты и Антитезы в романе «Герой нашего времени» - сочинение


Характер Печорина раскрывается в двух планах: с одной стороны, он главный герой, активный участник событий, о которых повествует автор; с другой стороны, он «автор» «исповеди», в которой с предельной откровенностью выявляются его понимание жизни, результаты наблюдений и раздумий. Чувствуя в душе своей «силы необъятные», он, однако, не использует их для «назначения высокого», а увлекается «приманками страстей пустых   и   неблагодарных».   Это   противоречие   между   «назначением» и действительным туерный   порок  не  только этой эпохи. Есть в романе примеры антонимичных прилагательных: высший - низший; мрачный - радужный; первый - последний; антонимы-глаголы: любить - презирать; выздороветь - умереть; жить - умереть; антонимы-наречия: хуже - лучше; направо - налево; высоко - внизу и антонимы-местоимения: свое - чужое.

Более сложны и разнообразны в романе речевые антонимы. Большая часть их выражает контрасты, которые ускользают от видения многих; их обнаруживают лишь люди типа Печорина, привыкшие анализировать жизнь во всех ее проявлениях: «Воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю»; «История души человеческой, хотя.бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Печорин понимает, что для близких к нему людей он часто оказывается носителем зла. «Неужели зло так привлекательно?» - спрашивает он себя, когда думает о Вере и о причинах ее чувства к нему.


 
Способность Печорина всюду видеть контрасты поразительна. Отсутствие у него друзей он объясняет, например, тем, что дружба никогда не основывается на равноправии: «Из двух друзей всегда один раб другого». А так как рабом он быть не способен, то это означает, что и друга у него не может быть. Таким образом, само понятие друга для Печорина внутренне противоречиво. Прием антитезы используется часто для выражения явных и скрытых контрастов. Вот примеры первой разновидности: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой»; «Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка». Для выражения скрытых контрастов чаще всего используются два определения, связанные противительным союзом но, к одному существительному: «Мне уже пересказали две-три эпиграммы на мой счет, довольно колкие, но вместе с тем очень лестные»; «Ее (княжны Мери) легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное…» Антитезы получают в романе и другие формы выражения, например контрастные по смыслу предложения: «Есть минуты, когда я понимаю Вампира! А я еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия»; «Я всегда ненавидел гостей у себя - теперь у меня каждый день полон дом». Итак, антонимы в романе связаны с попытками Печорина понять самого себя, понять те внутренние противоречия, которые составляют существо его характера и конкретных поступков, а также выражают оценки отдельных лиц и их суждений.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Литературные контрасты и Антитезы в романе «Герой нашего времени». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > Литературные контрасты и Антитезы в романе «Герой нашего времени»
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему Литературные контрасты и Антитезы в романе «Герой нашего времени», Герой нашего времени