А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени» - сочинение



Спустя более полувека после смерти М.Ю. Лермонтова другой великий поэт России, А.А. Блок, так опишет ощущения человека, живущего в эпоху реакции: «Рожденные в года глухие пути не помнят своего». Лермонтов относится как раз к тому поколению русского дворянства, молодость которого пришлась на эпоху реакции в царствование Николая I. Тяжелая нравственная атмосфера того времени, доносы, ссылки, слежка, вошедшая в моду, сделали для передовых людей того времени невозможным выражение собственных общественно-политических взглядов. Это и повлекло за собой появление нового «героя». Лермонтов употребил это слово не в прямом, «героическом» значении, а в переносном, как изображение наиболее характерных для данного периода развития общества типа личности.

«Герой» Лермонтова лишен возможности проявить себя в социальном плане, поэтому автор намеренно сосредоточивает взгляд на его нравственных позициях. При этом все, что написано о Печорине с точки зрения автора, Максим Максимыча и самого главного героя, нельзя считать u1087 положительно оцениваемым. Лермонтов судит свое поколение, недоволен им и дает понять читателю, что вовсе не разделяет нравственных позиций своего героя. Подобно многим современникам Лермонтова, Печорин очень эгоистичен. Решая нравственную проблему цели и смысла жизни, он так и не смог найти применения своим способностям («...зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно... было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе... силы необъятные... Но я не угадал этого назначения»). В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки печоринского отношения к чужим переживаниям, объяснение того, что он оставляет у всех, с кем встречается, самое неблагоприятное впечатление о себе, коверкает судьбы («Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»). Справедливости ради надо сказать, что Печорин замечает свое воздействие на окружающих и скорбно думает, что «он всегда играл роль топора в руках судьбы». Он даже способен осудить себя за некоторые поступки, но общая система его нравственных ценностей от этого не меняется.



 
На первом плане у Печорина всегда его собственные интересы, он похож в этом на Онегина и других молодых людей, о которых Пушкин писал: «Мы все глядим в Наполеоны. Двуногих тварей миллионы для нас название одно...» Особенно хорошо это видно из рассуждения Печорина о счастье. Он пишет в своем дневнике: «Счастье — это насыщенная гордость», «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Также эгоистичны его представления о дружбе: «Из двух друзей всегда один — раб другого. Быть рабом я не могу и не хочу, а повелевать — занятие утомительное. Поэтому я не имею друзей». И действительно, в романе у Григория Александровича Печорина нет ни одного друга, доктор Вернер, скорее, может быть назван приятелем. Зато врагов у главного героя достаточно, что полностью совпадает с его нравственными представлениями об этом. «Люблю врагов, они волнуют мне кровь...» — говорит он. Особенно интересны нравственные представления Печорина о любви и женитьбе. Он в соответствии с кодексом дворянской чести способен вступиться за «честь невинной девушки» и вызвать на дуэль Грушницкого за его россказни о княжне Мери. Но в то же самое время он совершенно бездумно разрушает судьбы Мери и Бэлы, рассуждая при этом, что «вдохнуть аромат едва распустившегося цветка» есть величайшее наслаждение, а потом можно бросить его где-нибудь на дороге, может, кто-нибудь подберет. Как и Онегин, он больше всего на свете боится потерять свою «постылую свободу» и говорит, что как только речь заходит о женитьбе, так «прости, любовь». Подобно Онегину, он мучается от решения Веры остаться с мужем, но менять что-нибудь уже поздно. За свои нравственные представления он заплатил дорогой ценой — одиночеством. Печорин изображен в романе умным человеком, умеющим не только совершать безнравственные поступки, но и судить себя за это: «Если я причина несчастья других людей, то и сам не менее несчастлив». Он пишет о своей раздвоенности, о том, что в нем всегда как бы находятся два человека, один из которых действует, а другой — судит. Причиной эгоизма и таких своеобразных нравственных представлений Печорина можно считать и невозможность применить свои силы, и дворянское воспитание, и пребывание в свете, испортившее его душу. Из этой системы нравственных представлений и отсутствия выхода рождается разочарованность, опустошенность Печорина, мысли о смерти, которая вскоре оборвала жизнь героя. Пользуясь пушкинскими словами, можно сказать, что в системе нравственных взглядов Печорина «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Таким и увидел «героя» своего поколения М.Ю. Лермонтов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герой нашего времени > Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»
Герой нашего времени

Герой нашего времени


Сочинение на тему Решение нравственных проблем в романе М Ю Лермонтова «Герой нашего времени», Герой нашего времени