А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сатира в повести Герцена «Доктор Крупов» - сочинение

1. Просветительски-философская повесть. Сатирические традиции творчества Свифта, Вольтера. Интеллектуальное начало герценовской прозы.
2. Проблема «нормы» в творчестве Герцена. Здравый смысл как главный критерий, используемый автором для обнажения социальных противоречий, для выявления патологии общественной жизни. Естественнонаучный, «натуральный», психиатрический взгляд героя-рассказчика высвобождает окружающую его действительность из ее устоявшихся форм, «остраняет» ее, показывая все ее несоответствие «норме» человеческих отношений, основанной на разумности и человечности (идеал Герцена).
3. Разные слои общества в изображении Герцена. Семья, чиновничество. Деревенский мальчик Левка как образ человека из народа. Поэтическое единение Левки с природой, человеческая отзывчивость, готовность к протесту в противовес равнодушию и бесчувствию дворянского и чиновного люда.

4. Ирония как способ сатирической типизации. Спокойная академичность тона повествования, стилизация некоторого наукообразия «истории болезни» — по контрасту с драматизмом описанного — передают иронию доктора Крупова. Аналогичную роль играет и обобщение, которое делает рассказчик-наблюдатель относительно всего человеческого рода, зараженного, с его точки зрения, безумием.
5. Автор и рассказчик. Доктор Крупов во многом выражает взгляды самого автора, но вместе с тем их позиции совпадают не полностью. Речевая характеристика героя (старомодность лексики, неуклюжее построение фраз) создает ироническую дистанцию между автором и рассказчиком. Естественнонаучный материализм доктора Крупова — образ одной из возможных точек зрения на мир, который гораздо сложнее, чем это кажется герою, и не умещается в тех координатах, которые задаются его мировоззрением.
6. Социально-критический пафос Герцена и его идеал.

В творчестве любого художника важнейшее место занимает концепция личности, отражающая его взгляды на человека, его психологию, поступки и отношение к жизни. Концепция личности в творчестве Герцена пережила значительную эволюцию, но главным в ней оставалось одно — это представление о человеке как деятеле. Какие бы разочарования ни переживал Герцен, какие бы сокрушительные удары ни наносила его идеалам и надеждам история, он не изменил своему; заветному убеждению: человек не кукла, не инструмент, не винтик в руках фатума, в его силах вмешиваться в исторические судьбы, поправлять ход истории.

В «Былом и думах» самые теплые страницы посвящены именно деятелям революционно-освободительного движения — таким, как итальянцы Гарибальди, Маццини, поляк Ворцель. Сам автор, являющийся главным героем этого произведения, также принадлежит именно к деятелям. Но деятельность Герцен понимал достаточно широко.
У И. С. Тургенева есть статья «Гамлет и Дон-Кихот», где обозначены два типа человеческой личности: Гамлет — как носитель рефлексии, анализа и скептицизма и Дон-Кихот — как идеалист-энтузиаст, натура, воплощающая революционное, самоотверженно-деятельное начало. Герцену как мыслителю начало анализа было, безусловно, чрезвычайно близко, а гамлетовский скептицизм получил выражение в образе «лишнего человека» Бельтова в романе «Кто виноват?». В этом произведении враждебная действительность оказывалась сильнее героя, который не мог найти свое место, не видел достойного поприща для приложения своих незаурядных сил. Рефлексия и ирония ставили героя в стороне от какой бы то ни было содержательной деятельности.




 
Роман «Кто виноват?» находится в ряду известных произведений русской литературы («Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Рудин» и «Дворянское гнездо» Тургенева и др.), где изображался тип лишнего человека. Однако беда была не в рефлексии, как таковой, а в невозможности подлинного осуществления своей личности в тех давящих социальных условиях, которые существовали в то время в России. Герцен это чувствовал на собственной жизни, тем более что деятельность для его активной натуры была необходима как воздух. Тем не менее и донкихотство оценивалось им отнюдь не однозначно положительно. Революционеров 1848г., проигравших битву за свободу, он уподоблял Дон-Кихоту не просто как деятелю, но деятелю, воплощающему утопический идеализм, питающему романтические иллюзии, которые обречены на неизбежное крушение при столкновении с действительностью. Реалист Герцен провозглашал особое значение скептицизма и беспощадного анализа в исторически переломной ситуации, когда любое действие оказывается особо значимым и судьбоносным, и тем самым утверждал общественную ценность черт гамлетического характера, Гамлетизм не только не рассматривается Герценом как отрицательное качество личности, но, напротив, несет в себе революционизирующее начало, поскольку апеллирует к разуму, к исследованию, к реальному представлению о жизненных явлениях в противовес прекраснодушию донкихотства, с одной стороны, и слепой покорности, с другой. «Блаженству безумия» он противопоставляет «несчастие знания». В статье «Еще раз Базаров» Герцен писал о типе, созданном Тургеневым, что в нем есть и знание, и воля. Сочетание этих двух начал, безусловно, представляется Герцену нормальным явлением, развиться которому препятствует враждебная человеку действительность. Но эта воля, эта активность находят свое осуществление именно в поступках человека, в его деятельности, которая для Герцена прежде всего важна как деятельность, направленная на социально-политическое преобразование общества, связана с освободительной борьбой, с борьбой личности за справедливость. Герцен писал: «Есть эпохи, когда человек свободен в общем деле. Деятельность, к которой стремится всякая энергическая натура, совпадает со стремлением общества, в котором она живет. В такие времена — тоже довольно редкие — все бросается в круговорот событий, живет в нем, страдает, наслаждается, гибнет...» У Тургенева такая личность изображена в романе «Накануне» в образе Инсарова. У Герцена в «Былом и думах» это прежде всего Гарибальди, это Маццини, это Ворцель и другие деятели европейского революционного движения. Донкихотское, деятельное начало в них показано автором как героическое, утверждающее не просто достоинство, но — величие человека. Революционное деяние, самоотверженная борьба за права человека, за свободу и справедливость становится неотъемлемой чертой близкого писателю типа личности. Интересно, что в поисках единства личного и общественного Герцен обосновывает понятие «высокого эгоизма», противопоставляя его эгоизму «узкому, животному, грязному». Деятельность, направленная на достижение общественно-политических целей, с его точки зрения, только тогда обретает смысл, когда в ней есть свобода личного творческого акта, приносящего человеку радость и придающего его жизни не только личный, но и общезначимый смысл. В этом отношении Герцен утверждал оптимистичное, героическое, по сути, мировоззрение, утверждающее жизнь на основах «трезвого знания». «Былое и думы» несут в себе образ человека, в котором выражена прежде всего эта концепция личности - личности, гармонично сочетающей гамлетовскую рефлексию, стремление к «истине во всем объеме» и донкихотское, деятельное начало. Именно поэтому наиболее симпатичные автору исторические фигуры, запечатленные в этом произведении, становятся столь же привлекательными и для читателя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сатира в повести Герцена «Доктор Крупов». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Герцен > Сатира в повести Герцена «Доктор Крупов»
Александр Герцен

Александр  Герцен


Сочинение на тему Сатира в повести Герцена «Доктор Крупов», Герцен