А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Ах Невский всемогущий Невский! » - сочинение



Все обман, все мечта, все не то, чем кажется...
Я. В. Гоголь


В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербург¬ской жизни Гоголя. В. Г. Белинский восторженно отзы¬вался почти о каждой из повестей: «Эти новые произве¬дения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя при¬надлежат к числу самых необыкновенных явлений в на¬шей литературе и вполне заслуживают те похвалы, кото¬рыми осыпает их восхищенная ими публика».
Писатель обратился к большому современному горо¬ду, и ему открылся огромный и страшный мир, кото¬рый губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Петербург как символ могущества России и ее неувядае¬мой славы был воспет еще поэтами XVIII и первой поло¬вины XIX века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как го¬род русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творче¬стве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский про¬спект»... могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не по¬наслышке».
Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город пора¬жал его картинами глубоких общественных противоре¬чий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал без¬душие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обита¬телей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «на-
бросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипя¬щей меркантильно безобразной кучей мод, парадов, чи¬новников, диких северных ночей, блеску и низкой бес¬цветности». Именно такой Петербург и стал главным ге¬роем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого раскрывается гого¬левское понимание самой сущности Петербурга.
«Петербургские повести* — термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее оно верно, точно и оправданно, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося геро¬ем цикла; во-вторых, тем, что почти все повести заду¬маны и созданы в Петербурге. Кроме того, в третьем томе своих сочинений Гоголь объединил эти повести, написанные в разное время на протяжении десяти лет. Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки су¬масшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Ара¬бески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая из повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.
Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти послед¬ние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосход¬ные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, чер¬ные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; пла¬тья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухо¬плавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не тол¬ще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных баш¬мачках».

 
В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обо¬зрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность — основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в ран¬нее петербургское утро, когда Невский проспект запол¬няется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в ру¬ках»; мужиками «в сапогах, запачканных известью», ■♦толкующими о семи грошах меди»; лакеями, «швыря¬ющими нищим из дверей кондитерских объедки...» Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Нев¬ский проспект для писателя — олицетворение всего Пе¬тербурга, тех жизненных контрастов, которые он вклю¬чает в себя. Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столич¬ного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических опи¬саниях вечернего Петербурга. Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым, — это два главных сюжетных эпизода, две резко выделен¬ные части общей картины Невского проспекта и Петер¬бурга. Они дают яркое представление о сложности пока¬занной в «Невском проспекте» картины жизни Петер¬бурга, о зоркости и остроте художественного зрения пи¬сателя. У художника Пискарева есть идеал: красота. Он стра¬стно влюблен в красоту. Мечтатель, романтик, потря¬сенный внешностью девушки, он создал в своем вообра¬жении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в душе ху¬дожника противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей «отвратительно¬го притона». В сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилеги¬рованного Петербурга, сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется». Если Пискарез как мечтатель, живший вне действи-тельности, противостоял главной улице, «улице-краса-вице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, на¬против, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости. Обе эти истории можно воспринимать как два само-стоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплес¬ти в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями? Внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каж¬дый из них понимал по-своему. Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской, оправдав тем са¬мым свою фамилию, а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в итоге кончает самоубий¬ством. Вот мнение В. Г. Белинского: «Пискарев и Пиро¬гов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!» Один из них в могиле. Другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. «Да, госпо¬да, скучно на этом свете!..» — делает вывод Белинский. Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоедини-мое — поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» — не раз восклицает Гоголь в этой повести. В финале автор вновь возвращается к Невскому про-спекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и выска¬зать всю ненависть к городу с его продажностью и равно¬душием ко всему прекрасному и даже к человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествую- щим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом неоднозначным. Писа¬тель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью:«...все не то, чем кажется». Вспомним слова В. Г. Белинского: «Отличительный характер повестей Н. В. Гоголя - простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждае¬мое глубоким чувством уныния. Причина всех этих ка¬честв заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, гражданин жизни действительной





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Ах Невский всемогущий Невский! ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > «Ах Невский всемогущий Невский! »
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему «Ах Невский всемогущий Невский! », Гоголь