А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В помощь по изучению творчества Н В Гоголя в 8 классе - сочинение


По этой теме издана обширная методическая литература. Тем не менее, изучение поэмы «Мертвые души» продолжает оставаться одной из самых сложных задач в работе словесника. Помочь школьнику, преодолеть эти трудности и ставим мы своей целью. Первая тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Формирование таланта и мировоззрения. Творчество писателя в 30-е годы XIX века. По учебнику истории установить, современником каких событий в общественно-политической жизни России был Гоголь. Предлагаю также познакомиться со следующими разделами учебника литературы: «Детство и юность», «Петербург мне показался совсем не таким, как я думал», «Первые художественные произведения», «В кругу друзей Пушкина», «Вечера на Хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «На чужбине».

Ученик и современник Пушкина, Гоголь вошел в русскую литературу как один из ярких и самобытных писателей, сыгравших большую роль в развитии отечественной культуры. Его творчество сложилось в историческую эпоху, когда в России было подавлено восстание декабристов - первое выступление против крепостничества и самодержавия. В новой общественно-политической обстановке Гоголь обратился к важным проблемам того времени. Продолжив и углубив художественный метод, открытый Пушкиным и Грибоедовым, он создал произведения, ставшие обвинительным актом против устоев самодержавия.

Глубокий патриотизм, духовная связь с народом заставляли писателя сознавать свою огромную ответственность перед страной:

    * ? «Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?»

Так определял он свою общественную миссию, свое назначение как писателя-гражданина.

Биография и творческий путь Гоголя отличаются сложностью и внутренними противоречиями, но в целом жизнь этого художника проникнута патриотической целеустремленностью - основной движущей силой его творчества.

Будущий писатель родился в культурной украинской мелкопомещичьей семье. Среди предков его находим имена, вошедшие в историю: прадед писателя, Василий Танский, был приближенным гетмана Скоропадского. Дед Гоголя, Афанасий Демьянович, сам пробивал себе дорогу в жизнь, и хотя не дослужился до высоких чинов (всего лишь войсковой канцелярист), зато знал пять языков, слыл неистощимым выдумщиком, мастером рассказывать анекдоты и различные истории.

Отец и мать писателя тоже были одаренными людьми. Василий Афанасьевич после окончания духовной семинарии служил некоторое время почтовым чиновником, однако сделать карьеру ему не удалось. В описаниях биографов он представлен как человек глубокий, умный, поэт и актер, а больше как хороший хозяин, полностью поглощенный делами семейными, заботами об имении Д. П. Трощинского, при котором состоял управляющим. Мать будущего писателя, Мария Ивановна, хорошо знала народные обычаи, тонко ощущала поэзию народного творчества.

Третий сын Василия Афанасьевича и Марии Ивановны, которому дали имя Николай, родился в 1809 г. в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка, недалеко от Миргорода, где находилась усадьба Гоголей-Яновских. Атмосфера в семье Гоголей безусловно способствовала развитию у впечатлительного, болезненного мальчика интереса к народному творчеству, литературе, театру.

В Кибинцах, куда мальчик ездил с родителями, кроме театра, были коллекции картин, оружия, богатая библиотека (Д. П. Трощинский выписывал из столиц газеты и журналы), домашний оркестр. Здесь Гоголь видел людей, которым суждено было потом войти в историю: драматурга В. В. Капниста - автора известной комедии «Ябеда», князя Н. Г. Репнина - малороссийского генерал-губернатора, родного брата декабриста С. Г. Волконского, И. М. Муравьева-Апостола - отца трех братьев декабристов, подпоручика Полтавского полка М. П. Бестужева-Рюмина. В Васильевке каждую осень бывала ярмарка. Ее Гоголь наблюдал с детства, и эти первые яркие впечатления послужили ему источником для изображения знаменитой Сорочинской ярмарки. Здесь же часто по вечерам собиралась молодежь послушать рассказы старых людей, сказки, анекдоты. «Тут-то бывали настоящие «вечера на хуторе»… тут-то он видел этих неистощимых балагуров, этих оригиналов и деревенских франтов, которых изобразил потом, несколько окарика-туря, в своих несравненных предисловиях к повестям Рудого Панька»,- писал П. А. Кулиш, первый биограф Гоголя.

 
Годы учения писателя в Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко {1821 -1828) совпали со значительными событиями в общественно-политической жизни страны. Это было время, когда в России События, потрясшие Россию, не прошли бесследно для гимназии. После того, как группу преподавателей обвинили в свободомыслии, здесь возникло «дело о вольнодумстве». После следствия, за которым в Петербурге следил сам Бенкендорф, они были высланы из Нежина с запрещением служить в дальнейшем по учебному ведомству. Гоголь очень болезненно пережил эти события, а о судьбе любимого преподавателя, профессора естественного права Н. Г. Белоусова, беспокоился еще долгие годы. На формирование мировоззрения и умственное развитие гимназистов большое влияние оказывала и литературная борьба 20-х годов. Они следили за новинками и выписывали журналы: «Московский телеграф», «Московский, вестник», «Полярную звезду», «Северные цветы», читали все, что печатал Пушкин. В гимназии издавались рукописные журналы, была организована ученическая библиотека, которой заведовал Гоголь. Здесь же, в Нежине, увлекся он живописью и театром: рисовал декорации для школьных спектаклей, украшал обложки ученических журналов, делал иллюстрации, писал картины, выступал в качестве режиссера и актера. Очень важно отметить рано возникший у Гоголя интерес к устному народному творчеству и его первые литературные опыты. Из юношеских сочинений писателя сохранились только два стихотворения, но заглавия не дошедших до нас произведений говорят о том, что Гоголь пробовал перо в различных жанрах: баллады, повести, сатиры, идиллии, эпиграммы, поэмы. Однокашники писателя вспоминают, что Гоголь вечно пропадал то на рынке, то у мужиков на Магерках (предместье Нежина). От общения с простым народом он получал большое удовлетворение и все, что слышал, записывал в книгу, которую всегда носил с собой. Потом эти записи составили «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию». Эта, почти в 500 страниц, книга говорит нам о широте интересов юноши Гоголя, Здесь и народные песни, и описания украинских обрядов, загадки, частушки, пословицы, поговорки, украинские имена, описания монет разных государств, заметки по истории архитектуры с собственноручными зарисовками из какой-то книги, описание древнегреческих музыкальных инструментов, наконец, обширнейший «лексикон малороссийский» - нечто вроде подготовительных материалов к словарю украинского языка. В целом Нежинская гимназия сформировала будущего писателя: если в 1821 г. отец привез сюда худенького, неуклюжего, болезненного мальчика, то в 1828 г. это уже юноша, мечтающий о службе на благо государства. Здесь же зарождается одна из особенностей его творчества - склонность к мистификации, По замечанию одного из биографов писателя, игра была у Гоголя нежинских лет выражением полноты натуры. Из-за непонимания со стороны окружающих она часто переходила в мистификацию - это выработало стиль Гоголя, его метод. Выбрав юстицию как единственно возможное место будущего служения отечеству, Гоголь всеми силами стремился в Петербург. В письме от 3 октября 1827 г. он признавался: «Тревожные мысли, что я не буду мочь, что мне преградят дорогу, что не дадут возможности принести ему (государству) малейшую пользу, бросали меня в глубокое уныние». По окончании гимназии в декабре 1828 т, Гоголь приезжает в Петербург, чтобы осуществить свои юношеские мечты - начать службу государству. Однако прослужил он всего полтора года. После многих разочарований и потрясений он убедился, что у мелкого чиновника нет никаких возможностей для высокого служения государству, для проведения в жизнь идеалов правосудия. Служба оказалась очень далекой от того, о чем он мечтал в Нежине, но в департаментах, канцеляриях, в мире чиновников почерпнул он материал для своих будущих произведений. И Гоголь начинает писать. Сама жизнь подсказала, в каком направлении вести ему литературный поиск. Пристальный интерес у писателей возникает в это время к Украине. Захватил он и Гоголя. В апреле - мае 1829 г. он просит у матери присылать ему описание обычаев, национальных костюмов, песни, сказки, предания украинского народа. Используя эти материалы, он начинает работать над повестями из украинской жизни. В 1831-1832 годах эти повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Целью писателя здесь было воплотить красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. Многочисленные персонажи Гоголя запечатлели ум, сметливость, духовную силу, свободолюбие, благородство. Главную особенность изображенного им украинского народа выразил А. И. Герцен: «Одно столетие крепостного состояния не могло уничтожить все, что было независимого и поэтического в этом славном народе». «Вечера на хуторе близ Диканьки» получили высокую оценку критики, пользовались большим успехом у читателей. Годы их написания были счастливыми в творческой судьбе Гоголя. В 1831 г. он знакомится с Пушкиным и его друзьями. Воздействие творчества и личности Пушкина заметно отразилось на формировании Гоголя как писателя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме В помощь по изучению творчества Н В Гоголя в 8 классе. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > В помощь по изучению творчества Н В Гоголя в 8 классе
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему В помощь по изучению творчества Н В Гоголя в 8 классе, Гоголь