А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Гениальная повесть Н В Гоголя «Тарас Бульба» - сочинение

      1.  Главный герой повести — Тарас Бульба.
      2.  Трагическая судьба Остапа.
      3.  Предательство Андрея и позорная его гибель.
      4.  Гоголевское мастерство в передаче пейзажа, юмора.
      5.  Бессмертное творение Гоголя.
      6.  Первая историческая тема Н. В. Гоголя.

      Исполненная глубокого драматизма борьба украинского народа против польской шляхты привлекла к себе внимание Н. В. Гоголя задолго до начала работы над «Тарасом Бульбой».

      Эта повесть стала, можно сказать, первой, хотя и серьезной пробой гоголевского пера в исторической прозе. Писатель работал над этой повестью около десяти лет. Она была любимым его детищем. Запорожская Сечь в изображении Гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны.

      Замечателен и оригинален образ главного героя повести — Тараса. Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Это воин, он не был создан для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам.

      Человек огромной воли и природного ума, нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов. Это могучий человек, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся среди них. Его душа проникнута лишь одним стремлением — к свободе и независимости своего народа.

      Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению «товариществу», отчизне отдавал всего себя всецело. Ценя в человеке прежде всего мужество и преданность идеалам казачества, он беспощаден и даже жесток к измен­никам и трусам.

      Тарас никогда не бросит товарищей в беде, он, сильно рискуя, пробирается на территорию врага в надежде повидать своего сына Остапа. Потрясающего драматизма исполнена эта знаменитая сцена! Тарас смотрит, как выводят на лобное место его сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?», — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего нечеловеческие муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!» Когда в предсмертных страданиях Остап воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?», в тишине раздался голос Тараса: «Слышу!»

      Столь же масштабно и выразительно, хотя и в ином психологическом плане, раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с младшим сыном Андрием.



 
Младший сын Тараса, человек влюбчивый, страстный, мечтательный. Он пылко и безумно влюбляется в красивую полячку и перешел на сторону врагов. Его романтически настроенная душа больше тяготела к тихим радостям любви. Стремление к личному счастью подавило в нем все другие стремления и сделало его изменником родины. Гоголь не рисует его ужасным предателем, скорее, дает нам иной взгляд на войну, смысл жизни. Еще в бурсе Андрий отличался среди товарищей своей сметливостью, ловкостью, силой, и за это нередко его избирали предводителем. Но Андрий не только кипел «жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Андрий горячо любит прекрасную полячку. Искренняя, глубокая страсть, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими товарищами и св;о- ей родиной. Любовь не принесла Андрию счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от отчизны. И печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака». Писатель, мне кажется, не рисует нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андрием. Гоголь объективен: он не клеймит Андрия, но и не поощряет его. Вспомним последнюю встречу Андрия с отцом. «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом». И вот стоят они друг против друга: Андрий, совершивший тяжкий грех, и его отец. Человек суровой души, Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику, и это ужасно, как мне кажется. Без колебаний он свершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Эти слова Тараса проникнуты сознанием правды того дела, во имя которого он казнит сына. Отец решает, что волен судить сына, Тарас уверен, что поступает правильно. Гибель Андрия, являющаяся нравственным возмездием за его отступничество и измену, еще более подчеркивает величие главной темы повести «Тарас Бульба» — это служение родине. Быть может, в то суровое время гибель Андрия от рук отца была необходима и оправданна. Повесть интересна и с точки зрения поэтики. В ней широко использован былинно-песенный прием распространенных сравнений: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...» Или еще: «Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын, Остап, нале­тел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку». Сравнение становится столь всеобъемлющим и обширным, что вырастает в самостоятельную картину, которая и помогает ярче, глубже раскрыть характер человека или его душевное состояние. Характерные черты гоголевского мастерства прекрасно выражены в пейзажных зарисовках. Гоголь был великим живописцем природы. Его пейзаж всегда полон лирики, проникнут глубоким чувством и отличается богатством ярких красок. Описание природы помогает писателю полнее и резче оттенить внутренний психологический мир героев повести. Когда Андрий и Остап, распрощавшись с опечаленной матерью, вместе с Тарасом покидают хутор, Гоголь вместо пространного описания гнетущего настроения героев дает одну фразу: «День был серый, зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад», в которой и раскрывается душевное состояние персонажей. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, и все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии. И тогда даже птицы щебечут «как-то вразлад». Природа у Гоголя живая, она тоже чувствует и переживает. Еще одним важным элементом стиля «Тараса Бульбы» является своеобразный гоголевский юмор. Юмор «Тараса Бульбы» носит светлый, жизнеутверждающий характер. Он придает обаяние и человечность героям повести, оттеняет их высокие нравственные качества, их преданность Сечи, русской земле. Смешное соседствует у него с печальным, мелочное переплетается с великим и героическим. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочетается с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. «Такое было время, таковы были нравы». Гоголь мечтал о сильном героическом характере. В многовековой истории борьбы украинского народа за свое освобождение от гнета польской шляхты он находит такие характеры. «Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений Гоголя. Оно стоило писателю колоссального труда. Много времени положил он на ознакомление с историческими источниками. Гоголь считал необходимым изучить эпоху, которой посвящена его повесть. Предметом изучения писателя были исторические исследования, даже летописи. В «Тарасе Бульбе» поэтически запечатлены лучшие черты героического казачества. Недаром повесть Гоголя является одной из любимейших книг многочисленных читателей.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Гениальная повесть Н В Гоголя «Тарас Бульба». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Гениальная повесть Н В Гоголя «Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Гениальная повесть Н В Гоголя «Тарас Бульба», Гоголь