Думы о России в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?
Н. Гоголь
Творчество Н. В. Гоголя приходится на исторические условия, которые сложились в России после разгрома революционного выступления декабристов в 1825 году. Писатель, следуя по пути реализма, проложенным Пушкиным и Грибоедовым, в своих произведениях освещает важнейшие исторические проблемы того времени и, освещая их, идет дальше, чем его предшественники. «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность», — писал В. Г. Белинский.
«Мертвые души» написаны. Поэма потребовала от автора много душевных и физических сил, но то, что было создано явилось творением на века. От наблюдательного автора не ускользнула ни одна деталь, не была упущена малейшая подробность. Гоголь все суммирует, все замечает и только потом анализирует. Результат — целостный портрет современного ему общества. «Мне хочется в этом романе показать ... всю Русь», — писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину.
Гоголь ненавидел крепостное право и гневно изобличал его. Ведь оно делает народ нищим, ведет к вымиранию самых бедных слоев населения. Экономика и культура отстают в своем развитии.
«Куда же несешься ты, Русь?» — задает вопрос автор. Все его мысли о судьбе России, Родины, которую он хочет видеть иной, отсюда появляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. «Мертвые души» — это произведение о России, в котором Гоголь широко раскрыл свой замысел, удачно выбрав при этом сюжет.
Герой поэмы Павел Иванович Чичиков, встречаясь с чиновниками, помещиками и крестьянами, видит убогую Русь с покосившимися крестьянскими избами, с заброшенными не отличающимися большим порядком помещичьими домами и усадьбами.
У обходительного, мечтательного с приятными чертами лица Манилова, в которые, «казалось, чересчур было передано сахару», усадьба заброшена. Живет он несбыточными мечтами, без забот, не прилагая никаких усилий к ведению хозяйства, не жизнь, а сплошной «майский день» и «именины сердца».
У Ноздрева хозяйство в полном упадке, да и до хозяйства ли ему? Он — игрок, кутила, мот.
Человеческий образ потерян Плюшкиным вообще. Он превратился в оборванца, его и Чичиков принимает за потерявшего облик слугу. А ведь у Плюшкина большая усадьба, но все идет прахом, гибнет без пользы, умирают, «как мухи», крестьяне.
Эти образы являются непревзойденным доказательством того, что власть самодержавия держится на таких вот горе-помещиках.
А прочна ли подобная власть? Что сулит она народу, каково государство при такой власти?
В произведении миру угнетателей — «мертвых душ» противопоставлен автором другой — многострадальный русский народ, бедная, но полная скрытой энергии и внутренних сил Русь.
Гоголевские крестьяне не идеальны, автор изображает их даже нелицеприятно. Это и лакей Петрушка, который спит не раздеваясь и несет собой «какой-то особенный запах». Ку^ер Селифан совсем не дурак выпить. А дядя Митяй и дядя Миняй, а девочка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево». Два мужика, которые спорят о том, доедет или не доедет колесо кареты Чичикова до Москвы — все они бесправны, принижены, доведены до отупения. Забиты до крайности плюшкинские Марья и Прошка.
Истинный же образ народа вырисовывается из списков купленных Чичиковым умерших душ. Удивительно ярко описывает автор эти образы, они пропитаны любовью и восхищением. Каждый из крестьян изображен со своим собственным характером. Хвалится своими крестьянами помещик Собакевич, ведь они у него талантливейшие люди: «Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку, приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ!..» И продолжает расхваливать дальше: «Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет... А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади...»
Читая списки купленных крестьян, Чичиков, да и читатель могут представить этих людей: «Пробка Степан, плотник, ... Ведь что за силище была! ... трех аршин с вершком ростом!»; «вот, например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей не делал, как только рессорные ... прочность такая, сам и обобьет и лаком покроет!»
Несколько страниц посвящены автором разным судьбам простых людей. И вот перед нами русский народ, полный сил, талантливый, терпеливый, добрый, живой. Замечено автором и живое, меткое русское слово, которое вырывается из самого сердца.
Но терпение, покорность русских людей не вечны. Постоянные обиды и унижения властей вызывают сначала протесты, затем побуждают к мести. В «Повести о капитане Копейкине» автор рассказывает нам о протесте инвалида, героя Отечественной войны 1812 года, обиженного чиновниками. Он собирает вокруг себя людей, чтобы защитить свои интересы. И вот тогда перед нами другая Русь, Русь-«птица тройка», бойкая, несущаяся вперед, которую не остановить ни в беге, ни в полете.
Ведь необъятны ее просторы! «Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»
Жаль, получилось пока все иначе. Исторически сложившаяся ситуация отбросила нашу Россию назад, и странным образом перекочевали гоголевские герои из века XIX в век XXI, прекрасно обосновавшись в нем.
Но время все расставит на свои места. И пока живы русские люди вера в Россию остается непоколебимой: «Подымутся русские движения... И увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов...»
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Думы о России в поэме Н В Гоголя «Мертвые души». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Гоголь
> Думы о России в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»