А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изучение творчества Гоголя в 6 классе и краткие изложения рекомендованных повестей - сочинение

Цель данного изложения - предложить наиболее обоснованные и плодотворные методы и приемы обучения, направленные на повышение научного уровня и эффективности современного урока литературы. В работе над повестью основное- художественный текст, образы и поэтика «Тараса Бульбы», идейное содержание, героическое и патриотическое звучание произведения. Этим целям служит предлагаемая система уроков с упором на литературоведческий анализ и широкие межпредметные связи.  Во вступительном слове - «Подвиг Гоголя» - обратите внимание не столько на основные этапы творчества писателя, сколько в живом рассказе раскроет значение сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Гоголь должен предстать перед учащимися как один из величайших современников Пушкина и родоначальник нового периода в развитии русской литературы.

Детские и юношеские годы будущего писателя отмечены его глубоким интересом к народу и природе Украины, ее героическому прошлому. Вы должены показать все неповторимое богатство природы, красоту окружающего его поэтического мира украинских легенд, песен и сказаний, живого народного слова. Гоголевские места давно воспеты поэтами и художниками, их чтит народ. В проникновенно взволнованных словах говорит об этом Олесь Гончар в своем очерке «Гоголевскими шляхами»:

    * «И усадьба родителей, и неподалеку от нее урочище Яворивщина, которую Гоголь видел с пасекой и омшаником, и его любимая Стенка - лесное угодье за речкой Голтвой, то «зачарованное место», позднее зарисованное Тарасом Шевченко, где лес стоял над обрывом, как стена, где и сейчас у вас перехватит дух от беспредельности просторов заречья, на полмира открывающихся отсюда… Непривычно почувствуете вы себя от какой-то и в самом деле таинственности этого места, от тишины дубравной, что так мрачно и грозно отовсюду нависает деревьями над этой ясной, в душистых травах полянкой с цветом мальвы и синих васильков, которые, несомненно, и при Гоголе были. Все это та реальность, которая питала его поэтический гений, склоняла к раздумьям, несла в себе для художника полноту бытия, магию и чары жизни» .

И еще одно важное замечание писателя: «Никто глубже не заглянул в душу народной украинской песни, чем это сделал Гоголь. Она окружала его с колыбели, была, его атмосферой, его болью и восторгом, в ней он открывал незамутненную историю народа, из песни он сам вырастал…»  О гоголевских местах рассказывает также известный украинский писатель Иван Цюпа.

Для разбора предлагают повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», в особенности «Страшная месть».  Обратите внимание учащихся на переход от светлой мечты писателя («Сорочинская ярмарка») к тревожным раздумьям о судьбах народных, к тему, что разъединяет человека с народом («Вечер накануне Ивана Купала»), ведет к отщепенству и предательству («Страшная месть»), духовной нищете и оскудению («Иван Федорович Шпонька и его тетушка» в «Вечерах» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» в «Миргороде»), Не веселый, добродушный смех, а таинственные и ужасные силы служат в повести «Страшная месть» источником драматических, чаще трагических поворотов в жизни героев, всего народа. Все эти истории, услышанные Гоголем от деда и прадеда,



 
* «дивные речи про старинные, дышавшие разгульем годы, про гетьманщину, про буйные наезды запорожцев, про тиранские мучительства ляхов, про удалые подвиги Падка вы, Поятора-Кожуха и Сагайдачного», хронологически относятся к эпохе народно-освободительных движений на Украине конца XVI - первой половины XVII вв. Так, в повести «Вечер накануне Ивана Купала» рассказчик говорит о том времени, когда «лет более нежели за сто пред сим, еще за малолетства Богдана (Хмельницкого.- Е. М.) наши предки не слишком роскошничали и жили большею частью в землянках, в которые свет проходил в одни только двери, а сырость во все стены. Вы спросите: отчего же они так бедно жили? Господи, боже мой! да такие ли тогда времена были, чтобы роскошничать, когда они не могли удержаться в своих землянках. Не слишком бывало весело, когда нагрянут беззаконные толпы ляхов. А литва? а крымцы? а весь этот заморский сброд? Да еще лучше: бывало, свои, как нет поживы в неверной земле, навалят ватагами, да и обдирают своих же. Уж прямо лихое было времячко!» Начиная с «Вечеров на хуторе близ Дикань-ки», намечается пристальный интерес писателя к историческому прошлому. Впервые зазвучала и народно-героическая тема борьбы против унии и чужеземного владычества. Тематически повесть «Страшная месть» близка по содержанию и идейному пафосу героической эпопее «Тарас Бульба», близки идейно-эстетические функции пейзажа, обрисовка характеров, средства поэтики. Еще В. Г. Белинский, обратив внимание на героическое звучание повести, сравнивал «Страшную месть» с «Тарасом Бульбой»: «…обе эти огромные картины показывают, до чего может возвышаться талант Гоголя» . Интересны и во многом поучительны народно-поэтические истоки повести «Страшная месть», будь то устойчивая сравнительная символика (сабля - сестра; люлька (трубка) - жена; конь - товарищ; чисто поле - дом родной и вместе с тем поле брани, битва; гнездо - змеиное или волчье - стоянка или убежище врага), художественный параллелизм («Блеснул день, ко не солнечный: небо хмурилось и тонкий дождь сеялся на поля, на леса, на широкий Днепр. Проснулась пани Катерина, но не радостна: очи заплаканы, и вся она смутна и неспокойна»), цветовая палитра, сам ритм повествования, близкий народно-песенному («Руби, козак! гуляй, козак! но оглянись назад»), словесные повторы, синтаксические инверсии и единонача-тия («наступает Катеринин отец - подается пан Данило. Наступает пан Данило - подается суровый отец…»; «Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украине ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба (лодки, челна - Е. М.) и черпает воду…»). Богатая метафорическая образность, народно-поэтическая по своим истокам, выступает в повести стилевой доминантой. Яркость поэтических образов, ослепительность красок, напевность, художественный лаконизм, выразительность стиля - с помощью всех этих средств и передается утверждающее или отрицающее начало: «Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать»; «Видно, еще раз доведется нам погулять на славу!» (гулять - сражаться); «Натешься же, козацкая душа, в последний раз! Гуляйте, хлопцы, пришел наш праздник! (т. е. началось сражение). И пошла по горам потеха., и запировал пир: гуляют мечи, летают пули, ржут и топочут кони. От крику безумеет голова.,.» Вот как, например, изображается гибель героя: «Зарыдал верный слуга и машет рукою Катерине: «Ступай, пани, ступай: подгулял твой пан. Лежит он пьянехонек на сырой земле. Долго не протрезвиться ему!» Подобные примеры в целом понятны, но необходимо обратить внимание учащихся на устойчивый характер их применения. Следует подчеркнуть, что Гоголь не просто украшает художественными тропами ткань произведения,- это само художественное мышление. писателя, истоки которого - в народно-поэтической традиции. И самое важное: в повести «Страшная месть» события разворачиваются у приднепровских круч, недалеко от Киева, однако началась братоубийственная рознь в Галиции и Закарпатье - землях, ко,-торые раньше всех подверглись чужеземному гнету и дольше всех терпели его. Перед взором художника все эти земли, как и степная Украина, выступают в своем нерасторжимом единстве. В процессе борьбы с чужеземными захватчиками это целостное единство было нарушено, исконно украинские земли были отторгнуты. После смерти колдуна (т. е. прекращения вековой расири) и возможно «неслыханное чудо», когда будет видно «далеко во все концы света»: и Лиман, и Черное море, и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы. Таков оптимистический финал народной трагедии, запечатленной в повести «Страшная месть». Отношение ко злу, убийству, отщепенству, измене у Гоголя бескомпромиссно отрицательное, в этом отразилось глубокое постижение писателем мировоззрения народа, его отношения ко злу, преступлению, измене, носителям которых никогда, не будет даровано прошение - их ожидает возмездие, «страшная месть». Тема исторических судеб Украины ее героической борьбы за национальную независимость и самобытность, за единство всех земель решается в повести «Страшная месть» в плане народно-поэтической легенды, где реальность причудливо переплетается со сказочно-фантастическим преданием.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изучение творчества Гоголя в 6 классе и краткие изложения рекомендованных повестей. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Изучение творчества Гоголя в 6 классе и краткие изложения рекомендованных повестей
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Изучение творчества Гоголя в 6 классе и краткие изложения рекомендованных повестей, Гоголь