А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ города в цикле «Петербургские повести» Н В Гоголя - сочинение

Н. В. Гоголь... Это, пожалуй, самый удивительный писатель в истории русской литературы. Одни люди читают произведения этого писателя без удовольствия, с трудом пропуская через себя строки, а другие, наоборот, наслаждаются чтением, восхищаясь прекрасным слогом. 

Задавая вопрос друзьям: «Нравится ли вам творчество Н. В. Гоголя?», я часто получаю ответ: «Я его не понимаю». Да, не все понимают произведения этого писателя, необыкновенные, неожиданные, странные, с элементами мистики и фантастики. Но все же незаурядность сюжетов и стиля Н. В. Гоголя заставляет нас и смеяться, и пугаться, и задумываться над жизнью.
Важным этапом в творческой эволюции Гоголя являются «Петербургские повести». Они стали эталоном творчества писателя в 1830-е гг. и прямым подходом к «Мертвым душам». В цикл «Петербургские повести» входят «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» и «Записки сумасшедшего». Эти повести объединяют в себе, казалось бы, несовместимые вещи: романтизм и реализм, трагедию и комедию, картины скудной чиновничьей жизни и фантастику. Гоголь показывает нам реалии петербургской жизни, критически оценивая те или иные ситуации, вызывая у читателя горькую улыбку, сочувственную или насмешливую.

Большое внимание в повестях Гоголь уделяет Петербургу. Учась в Нежинском училище, мечтая о столице, Гоголь пишет своему однокашнику Г. Высоцкому: «Ты живешь уже в Петербурге, уже веселишься жизнью, жадно торопишься пить наслаждения... Пиши мне о своей жизни, о своих занятиях, удовольствиях, знакомствах, службе и обо всем, что только напоминает прелесть жизни петербургской». Чуть позже, когда желание Гоголя осуществилось — он приехал в столицу, перед ним, восторженным мечтателем, предстал совсем не тот город, над которым пролетал кузнец Вакула в «Ночи перед Рождеством»: не сияющий огнями, где «стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены, ...дома росли и будто подымались из земли на каждом шагу, мосты дрожали, кареты летали». Другой Петербург открылся писателю... Город-иллюзия, темный, пустынный, где на самом краю площади, как на краю света, блестит одинокий огонек, это город, на лестницах которого пахнет кошками и помоями. Лжет своими огнями Невский проспект, а за его пределами — серые, тусклые улицы, где на чердаках ютятся многочисленные Пискаревы, Поприщины, Башмачкины... Холодный, равнодушный к судьбам людей город...

Трагична судьба героя повести «Невский проспект» художника Пискарева. Чистый душой, принадлежащий к «тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру», он гибнет, столкнувшись с продажностью окружавшего его общества. Жертвой города оказалась и прекрасная незнакомка. «Толпа звезд, крестов и всякого рсда советников» направила ее на путь разврата. Выживают в Петербурге лишь люди, подобные Пирогову, самонадеянные, низкие, пошлые.

В повести «Нос» заурядный коллежский асессор Ковалев, называющий себя майором, «чтобы ещё более придать себе благородства и веса», уютно проживает в Петербурге, заводя полезные знакомства и волочась за хорошенькими горожанками. Невероятное событие, происшедшее с ним, возможно, на мой взгляд, только в городе-фантазии. Гоголь не дает подробных описаний, но делает точные замечания, которые и показывают нам истинное лицо столицы. Легкие штрихи: «пробрался сквозь ряд нищих— старух с завязанными лицами», «подошла пожилая дама, вся убранная кружевами, и с нею тоненькая, в белом платье», «высокий гайдук с большими бакенбардами и целой дюжиной воротников». Ярок рассказ о том, как майор общается с чиновниками и доктором, как проводит время склонная к развлечениям, с настроенными «к чрезвычайному» умами петербургская толпа, ежедневно стекаясь на Невский посмотреть на то место, где, по слухам, ровно в три часа прогуливается нос коллежского асессора Ковалева. Интересно поведение самого Ковалева: при встрече с собственным носом он не знает, как обратиться к нему, ведь нос имеет более высокий чин. Таков Петербург — город развлечений, фантастических происшествий и чинопочитания, не замечающий в погоне за носом ни нищих, ни художников ...



 
Земля его, как и сердца живущих в нем, окаменела... Ревностно, с любовью служащий, «Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению», «умел быть довольным своим жребием». И Петербург наказывает его. Перевоплощая из жизненной необходимости шинель в мечту, давая бедному Баш- мачкину дерзость мысли: «не положить ли, точно, куницу на воротник?» и осуществляя эту мечту, жестокий город отбирает шинель. И Башмачкин, не пережив своего горя, «наконец испустил дух», а «Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его и никогда не было». Мстит, выбираясь из-под каменного моста, привидение бедного чиновника, мстит тем, кто никогда при его жизни не заметил его, не задумался о нем, не помог ему. Молодой художник Чартков («Портрет»), который «с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде», в отличие от гуляющих по Невскому проспекту, гибнет, зараженный алчностью Петербурга. Каким же предстает перед нами город в «Петербургских повестях»? Он двулик, как и многие его обитатели... Внешне респектабельный, степенный, богатый, красочный, внутри он пошл, самовлюблен, жесток, эгоистичен, беден, сер. «Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя и все кружится предо мною. Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых как вихорь коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света!» — эту мольбу Поприщина мог бы произнести любой из тех жителей Петербурга, кто не может жить, творить в его узких, холодных, бездушных стенах. Неслучайно герои уходят из жизни. Тема смерти как бегства от мук также объединяет «Петербургские повести». Столица — мир тех, кто имеет чин, деньги; чьи интересы — балы, волокитство, выгодная женитьба; кто стремится владеть, а не создавать. И сам Гоголь, вспоминая о годах, прожитых в Петербурге, пишет: «Петербург, снега, подлецы, департамент, все это, кажется, мне снилось». Город-иллюзия, город-сон — таков Петербург в цикле повестей Н. В. Гоголя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ города в цикле «Петербургские повести» Н В Гоголя. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Образ города в цикле «Петербургские повести» Н В Гоголя
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Образ города в цикле «Петербургские повести» Н В Гоголя, Гоголь