А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н В ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» - сочинение

Все не то, чем кажется... Он лжет во всякое время, этот Невский про¬спект...
Н. В, Гоголь
Молодым человеком Гоголь приехал из родной Мало¬россии в Петербург и за короткое время успел познако¬миться с жизнью столичных чиновников и петербург¬ских художников — будущих своих персонажей. Писа¬тель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» сво¬его творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Нев¬ский проспект. Впоследствии третьей «географической областью» гоголевского творчества станет глубокая Рос¬сия «Ревизора» и «Мертвых душ». И герои Гоголя путе¬шествуют в этих же направлениях, связывая разные пе-риоды и «миры» его творчества между собой: кузнец Ва-кула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» верхом на черте летит в Петербург, Хлестаков из столицы является «ревизором» в уездную глушь...
«Трудно охватить общее выражение Петербурга», — писал Гоголь в статье «Петербургские записки 1836 года», — потому что в городе этом царит разобщение: «как будто бы приехал в трактир огромный дилижанс» в кото¬ром каждый пассажир сидел во всю дорогу закрывшись и вошел в общую залу потому только, что не было другого места». Столица словно большой постоялый двор, где каждый сам по себе и никто не знаком друг с другом. Как отличается этот образ от «общего выражения» малорос¬сийского хутора или ярмарки гоголевских «Вечеров»! Вот мы читаем в финале «Сорочинской ярмарки»:
«Странное, неизъяснимое чувство овладело бы зрите¬лем при виде, как от одного удара смычка музыканта в сермяжной свитке, с длинными закрученными усами, все
обратилось, волею и неволею, к единству и перешло в согласие... Все неслось. Все танцевало».
А теперь перед нами Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга», В начале одноименной пове¬сти показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое пере¬мещение в свои часы; все объединяются только местом — Невским проспектом. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.
Читая Гоголя, мы замечаем, как часто встречаются у него обобщения: «все» или его любимое «все что ни есть». Можно сказать, что это понятие было формулой его идеала, его представлением о чем-то гармоничном и целом. В народном мире «Вечеров» и «Тараса Бульбы» это гоголевское «все что ни есть» звучит возвышенно — здесь оно охватывает как бы единую грандиозную лич¬ность целого коллектива. Но вот Гоголь стал измерять свой Невский проспект этой меркой, и она наполнилась пустотой, а всеобъемлющее словно стало раздутым и ко¬мическим. Оно теперь осветило внутреннее строение со¬циально и человечески разобщенного петербургского мира.
«Все, что вы ни встретите на'Невском проспекте...», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные...». В этих неумеренных похвалах, выраженных в превосходной степени, чита¬тель слышит фальшь. Как будто бы та же самая воскли¬цательная, восторженная интонация звучала в «Вечерах*, и она же слышна сейчас. Но теперь за восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на пер¬вой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет в конце: «О, не верьте этому Невскому проспек¬ту!». Так сразу же «тон делает музыку»; в этом несоот¬ветствии интонации и смысла мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешнего и внутреннего — тему всей повести «Невский проспект».



 
В «Ночи перед рождеством» Вакула, слетав в Петер-бург, выразил свое «сказочное» впечатление такими сло¬вами: «чудная пропорция». В Петербургской же повести как-то странно нарушенная «пропорция» бросается нам в глаза. «Усы чудные», представляющие «все», выделя¬ются из целой картины и занимают огромное место. И вообще на Невском проспекте вместо людей какие-то внеш¬ние признаки — наружный вид, положение в обществе — разрастаются и становятся «всем». А так как со всем, что мы видим, сливаются представления о достоинстве, ценности и значимости — то это и есть источник путани¬цы и «чепухи». Читатель и в повествовании автора чув¬ствует несоразмерность, как будто и здесь спутана пра¬вильная «пропорция», отношение части и целого, значи¬тельного и мелкого, важного и ничтожного. В этом мире возможно все. В самом повествовании мы замечаем ка-кую-то странную логику: то и дело важное «все» обора-чивается в пустое «ничто»; например, о таланте поручи¬ка Пирогова смешить девиц говорится, что «для этого нужно большое искусство или, лучше сказать, совсем не иметь никакого искусства». «Внутреннее строение» мира петербургских повестей открывается нам глазами бедного Пискарева: «Ему каза¬лось, что какой-то демон искрошил весь мир на множе¬ство разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». Но «демоническая» картина— это уже не смешная картина. Раздробленная «фантастическая» действительность имеет у Гоголя две стороны, два лица: одно из них — пошлое, комическое, другое — трагичес¬кое. В повести Гоголя есть Невский проспект дневной и ночной. Днем Это выставка, где «бакенбарды единствен¬ные» представляют собой всего человека. Вечернее осве¬щение порождает новые точки зрения и новые проблемы. От вечернего фонаря расходятся в разные стороны ху¬дожник Пискарев и поручик Пирогов, образуя две па¬раллельные линии сюжета, на сопоставлении которых строится «Невский проспект*. Одного влечет красота, другого интрижка; обоих ждет неудача, и каждый по-своему переживает свое поражение и находит свой вы-ход: один погибает, другой продолжает жить, легко за-бывая стыд и позор за пирожками в кондитерской и ве-черней мазуркой. Такие разные читатели Гоголя, как Белинский, Апол-лон Григорьев и Достоевский, одинаково восторгались его Пироговым, «бессмертным» образом пошлости. Нам всем понятен трагический смысл этой сюжетной и жиз¬ненной параллели между хрупкой неспособностью при¬мириться с несовершенством жизни и торжествующей пошлостью, которую «ничем не прошибешь». «Вечный раздор мечты с существенностью!» — восклицает гого¬левский художник. Однако сам Гоголь только наполови¬ну соединяет свой голос с этим возгласом романтика, ко-торый не хочет видеть действительности, спит наяву и живет во сне для того, чтобы удержать свою мечту. Но что такое его мечта? Ведь она зарождается там же, на Невском проспекте: незнакомку Пискарева, «Петруджи-нову Бианку», породило ночное неверное освещение, от которого на мостовую выползают длинные тени, достига¬ющие головой до Полицейского моста. Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится летящему за своей мечтой и отуманенно¬му этим полетом художнику: «Тротуар несся под ним, кареты с скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз». Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Писка¬рева, прекрасная дама, так жестоко его обманувшая эс¬тетическая иллюзия. В заключении повести слова «меч¬та» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Чтобы понять Гоголя, надо хорошо слушать его нео-быкновенную речь. В «Невском проспекте» она растека¬ется на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета. Автор объединяет свой голос то с художником Пискаревым, то с поручиком Пироговым и поэтому в раз¬ных местах говорит на ту же самую тему противополож¬ные вещи и совершенно различным тоном; Открыто он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе при¬нятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельному действию: «Все не то, чем кажет¬ся... Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...». Пушкин нашел очень верные слова, когда назвал го-голевский «Невский проспект» самым полным из его про¬изведений. В самом дело, в художественной капве этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическое лицо гоголевского Петербурга.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н В ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н В ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему ПОШЛОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПЕТЕРБУРГА В ПОВЕСТИ Н В ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», Гоголь