А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Преемственные связи с творчеством Гоголя у Гончарова - сочинение



В «Обыкновенной истории» Гончаров осветил несколько значительных тем; одной из них была тема крушения сентиментально-романтического мироощущения, сформировавшегося в атмосфере барской усадьбы. Воплощение этой темы мы видим в повествовании о жизненной судьбе Александра Адуева, его постепенном «отрезвлении», (границы «Обыкновенной истории», рисующие восторженную мечтательность Адуева-младшего, его настроения и порывы, имеют некоторые общие черты с тем развенчанием чувствительной выспренности, «возвышенной» сентиментальности, которое мы находим у Гоголя.

С неизменной иронией Гончаров рисует отрешенность Адуева-младшего от жизни, его «парение» в романтическом тумане. Увлеченный литературными занятиями, герой «Обыкновенной истории» рассуждает: «Неужели мне изображать пошлых героев, которые встречаются на каждом шагу, мыслят и чувствуют, как толпа, делают, что все делают».

Показывая сентиментально-романтическое восприятие жизни в его разных проявлениях, Гончаров раскрывает его истоки. Определяя сущность идейного замысла «Обыкновенной истории», писатель отмечал, что в романе отражена «вся праздная, мечтательная, аффектационная сторона старых нравов»

Отличительную черту, своеобразие «Обыкновенной истории» составляет то, что в ней показаны, по словам писателя, «тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов — сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств» Если в «Обыкновенной истории» преемственные связи с творчеством Гоголя выявлялись прежде всего в развенчании ложных представлений о действительности, то в «Обломове» они предстают в более широком объеме. Тут они сказываются как в общей проблематике романа, так и в некоторых принципах типизации явлении действительности. Характерно, что углубление творческих позиций писателя, его огромный художественный рост не отдалили автора «Обломова» от гоголевских традиций, а скорее приблизили к ним. Это приближение являлось свидетельством не слабости писателя, а его силы, выражением той многосторонности, которую приобрел самобытный художественный талант Гончарова.

 
Разрабатывая важнейшие социальные проблемы своего времени, писатель в «Обломове» обратился к отражению тех явлений жизни, которые привлекали в свое время пристальное внимание Гоголя. В этом романе Гончаров освещал тему духовного оскудения «хозяев жизни». Исследователи неоднократно отмечали черты сходства между Обломовым и Тентетниковым. Однако творческие связи «Обломова» и «Мертвых душ» заключаются, может быть, даже не столько в этой конкретной родственности образов, сколько в отражении обоими писателями некоторых общих черт действительности. В этом смысле очень интересны замечания самого Гончарова об особенностях его романа. В статье «Лучше поздно, чем никогда» он указывал на то, что главный герои «Обломова» представляет собой «воплощение сна, кастой, неподвижной, мертвой жизни, переползание изо дня в день» «Обломов» создавался писателем не как социально-сатирический, а как социально-психологический роман, раскрывавший существенные противоречия эпохи. По своему художественному стилю, системе образов, по своей структуре «Обломов» и «Мертвые души» — произведения, весьма существенно отличающиеся друг от друга. И вместе с тем, помимо преемственности в изображении определенных сторон жизни, мы видим сходные черты и в обрисовке героев. В письме к С. А. Никитенко Гончаров писал: «Будто одни лета делают старым: а сама натура, а обстоятельства? Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда, протяжение — захолустья, дремотная жизнь — и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». В «Обломове» еще в большей мере, чем в «Обыкновенной истории», Гончаров уделял внимание изображению социально-бытовой среды, формировавшей характер героев. Этим объясняется то важное место, которое занимает в общей структуре романа описание Обломовки. Для обитателей Обломовки «норма жизни была готова и преподана им родителями, а тс приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти целость и неприкосновенность». Описание дворянского поместья, насыщенное большим количеством деталей, раскрывает целый уклад жизни, определивший психологический облик Обломова, его отношение к миру. Если во всем этом сказывается близость к Гоголю, то в изображении жизненной судьбы Обломова, в обрисовке других героев романа выявляются неповторимые черты художественного метода Гончарова. Творческое развитие гоголевских традиций входило в качестве одного из составных элементов в ту систему глубоких и оригинальных обобщений, которые создал Гончаров в «Обыкновенной истории», «Обломове», «Обрыве».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Преемственные связи с творчеством Гоголя у Гончарова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Преемственные связи с творчеством Гоголя у Гончарова
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Преемственные связи с творчеством Гоголя у Гончарова, Гоголь