А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сатира Гоголя как изобразительное средство автора в лучших его произведениях - сочинение



В 30-е годы XIX века Россия после недавнего восстания декабристов переживала тяжелую пору николаевской реакции. В то время гонениям подвергались лучшие сыны Родины. С усилением самодержавного гнета в стране тесно связаны те изменения, которые произошли в русской литературе. На арену вышли бездарные писатели, создающие пошлые произведения, искажающие действительность, не дающие правильного представления о жизни русского народа. И вот в эту пору появляется новый молодой писатель, обладающий ярким самобытным талантом — Николай Васильевич Гоголь. Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничтожество обывателей.

В произведениях «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» выступает едкая сатира на существующую действительность как главное изобразительное средство автора. Н.В. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. В.Г. Белинский называл Н.В. Гоголя главой новой реалистической школы: «Со времени выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» русская литература приняла совершенно новое направление». Критик считал, что «совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но клевещет на нее: он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия». Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным, раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к правде. Зная о трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Н.В. Гоголь все же не отрекся от нею и стал им, взяв девизом к своему творчеству следующие слова: «Кто же как не автор должен сказать святую правду!» Только истинный сын u1088 родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыванию крепостною строя, тем самым способствовать движению России вперед.


 
Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы, в Нежине, писатель имел возможность познакомиться с бытом и нравами провинциальных «существователей». Жизнь же в Петербурге расширила его представления о чиновничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии «Ревизор». Идейно-художественное богатство комедии Гоголя состоит в широте охвата жизни общественных слоев России, показе типичных условий жизни той эпохи и необычайной силе типизации социальных характеров. Перед нами небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных частей, отсутствием необходимого контроля за порядком, невежественностью его обывателей. Манера Н.В. Гоголя — «собрать в одну кучу все дурное в России» и «разом надо всем посмеяться» — обнаруживается в этом гениальном произведении в полной мере. В образах чиновников и помещиков Гоголь бичует пошлость, дикость, взяточничество, казнокрадство, беспринципность, умственную пустоту и гниль дворянства. Перед нами проходят яркие образы «столпов города», чинящих произвол и самодурство. Н.В. Гоголь не вывел в своей комедии «положительною героя». Положительным началом в «Ревизоре», в котором воплотился высокий нравственный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры, стал «смех» — единственное «честное лицо» в комедии. «Это был смех, — писал Гоголь, — который весь излетает из светлой природы человека потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так человека». Обратимся к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В поэме, посвященной поместному дворянству, сатирически изображено чиновничество. Оно повысилось u1074 в ранге (по сравнению с комедией «Ревизор») — из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом. Губернатор — «светский» человек, любезный и обаятельный — «был ни толст ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». Это важное должностное лицо, первое в губернии. В поэме выведен и представитель высшего петербургского света (в «Повести о капитане Копейкине»). Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать ответа на прошение. Когда же несчастный калека решительно потребовал хоть какой-либо помощи, бездушный чиновник приказал выслать его из столицы. Полицеймейстер, «отец и благодетель города», должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гостиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладовой. «Хоть он и возьмет, — говорят купцы, — но зато уж никак тебя не выдаст». Другими словами, за взятку скроет преступление. Этим он приобрел любовь и «совершенную народность». Гоголь так ведет рассказ, что слово «народность» приобретает противоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, антинародны. Вот остряк и «философ» почтмейстер, так неудачно предположивший, что Чичиков — это капитан Копейкин. Вот перепуганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости — типичный эпизод из повседневной деятельности чиновников. В момент оформления купчей крепости мы встречаемся с тонким чиновником Иваном Антоновичем — «кувшинное рыло». Автор рассуждает о способности чиновников превращаться то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович — орел, а в кабинете начальника — муха. Это взяточник, бюрократ, ловкий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника. Пустота и безделье губернского общества показаны в разговоре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях. Итак, сатирически изображая дворянство и чиновническое общество, никчемность их существования, паразитизм, Н.В. Гоголь бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостнической Руси. С глубокой любовью пишет Н.В. Гоголь о народе. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писателю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России. По выражению Некрасова, Н.В. Гоголь «проповедовал любовь враждебным словом отрицания».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сатира Гоголя как изобразительное средство автора в лучших его произведениях. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Сатира Гоголя как изобразительное средство автора в лучших его произведениях
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Сатира Гоголя как изобразительное средство автора в лучших его произведениях, Гоголь