А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема Петербурга в произведениях Н В Гоголя - сочинение


К теме Петербурга обращались многие поэты и писа­тели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая сто­лица, но и как символ новой России, символ ее будуще­го. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый «град Петров», другие— проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и ра­зуму. А.С. Пушкин одним из первых показал противо­речивый облик Петербурга, «города пышного, города бедного». В поэме «Медный всадник» северная столи­ца, ставшая памятником дерзновенным замыслам вели­кого императора, отнимает последнюю надежду у Евге­ния. За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Го­род равнодушен к судьбе «маленького человека».

Эта мысль получила блестящее развитие в творчестве Н.В. Гоголя. Автор «Носа», «Записок сумасшедшего», «Невского проспекта», «Шинели» создал художествен­ный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей час­ти города, ужасной изнанки столицы. «О, не верьте это­му Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» — восклицает Н. Гоголь. За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Не­вского проспекта, по которому движутся вереницы ка­рет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная по­шлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова, растратившего впустую свой великий дар, про­менявшего вдохновение на кошелек, туго набитый мо­нетами.

Но враждебнее всего относится Петербург к «малень­кому человеку». В «Записках сумасшедшего» Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника По- прищина, раскрывает противоречивость и несправедли­вость общественного устройства: «Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генера­лам». Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болез­ненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Попри- щин сам хочет распоряжаться человеческими жизня­ми, стремится попасть в ранг тех, кому «все позволе­но». Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда УШ, с которым герой отождествляет себя.

 
Не менее драматична судьба другого петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», в котором бессмысленная кан­целярская служба убила всякую живую мысль. Единствен­ная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как иной человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и полуголодное существование. Не было че­ловека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: но­чью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помо­щи Башмачкин и у «значительного лица». Одинокий, от­вергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессер­дечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Об­щество оказалось черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишив­шемуся всех средств к существованию. Петербург Н.В. Гоголя — это город, в котором фанта­стическое и реальное находится в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным досто­инством становится не честь, а чин. Город способен уни­зить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается само­довольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за во­локитство. В. Белинский писал: «Пискарев и Пирогов — какой контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрас­те! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!» Таков Петербург, город «крестов и звезд»: лучшие поги­бают, пошлые и ограниченные процветают. Очень точно подмечает А. Герцен одну важную осо­бенность северной столицы: «В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное». Эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями Н.В. Гоголя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема Петербурга в произведениях Н В Гоголя. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гоголь > Тема Петербурга в произведениях Н В Гоголя
Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему Тема Петербурга в произведениях Н В Гоголя, Гоголь