А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гоголь > ПОЭМА Н В ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ
ПОЭМА Н В ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ - сочинение
Россия в творчестве Гоголя показана с самых различных сторон, созданных при помощи сатирических и лирических средств. В своих произведениях писатель ана­лизирует множество «болезней» русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право, так как оно опусто­шало человеческую душу. Показывая различные характе­ры, Николай Васильевич выделяет в них общее: все они - «мертвые души». Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, этих «хозяев страны», отвечающих за ее экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Критики и публи­цисты — защитники самодержавия и крепостничества - до­казывали, что дворяне являются людьми высокого ум­ственного склада, исключительного благородства, носите­лями высокой культуры, чести и гражданского долга, то есть являются опорой государства. Гоголь развеял этот веками складывавшийся миф. Конечно, он не отрицал заслуги передовой дворянской интеллигенции, но в своем произведении писатель изобразил не Чацкого, Онегина или Печорина, а основную массу этого класса. Он рисует тех людей, которые считают себя лучше других, являются столпами общества. Все эти лица, принадлежащие к выс­шему сословию, показаны Гоголем никчемными и пошлы­ми. Они лишены сознания гражданского долга, чести и совести. Николай Васильевич мастерски раскрывает обра­зы всех героев своей поэмы. Слащавость и сентименталь­ность, выведенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно думает и мечтает о чем-то нереальном, считает себя образованейшим человеком, хочет «следить какую-нибудь этакую науку», хотя у него на столе «всегда лежала какая-то книж­ка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он читал уже два года». Манилов создает фантастические про­екты, один нелепее другого, не соотнося их с реальной жизнью. Хозяйством он не занимается, «он даже никогда не ездил на поле, хозяйство шло как-то само собою». Коробочка, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что имеется в ее натуральном хозяйстве: салом, пенькой, птичьим пером, крепостными крестьянами. Для нее люди — одушевленный товар. Жалкое корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мертвых душ. Поме­щица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. «Они того... они больше как-нибудь стоят», — соображает она. Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Нравственное уродство, умственный примитивизм помещицы писатель выразил одним метким определением: «дубинноголовая». В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем-нибудь. Но ни одно начатое дело он не доводит до конца, так как все его начинания лишены цели и не продиктованы необ­ходимостью. Лихач и кутила, он беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. У него нет ни­каких моральных принципов. В любое общество Ноздрев вносит только сумятицу, его появление всегда предвеща­ет скандал.
Образом жизни Собакевича Гоголь открывает новую страницу летописи жизни владельцев усадеб. У этого ге­роя кулацкая, звериная натура, которая проявляется в его поступках, в образе мыслей и накладывает отпечаток на весь быт. Каждый предмет в доме, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич». Собакевич знает, что в этом мире все продается и по­купается. Он понял, что Чичиков в покупке мертвых душ видит выгоду, и без разговоров предложил: «Извольте, я готов продать». «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуть­ся в ладонь», - заключает Чичиков. Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев я^изни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Тос­кой проникнуто описание деревни и усадьбы этого «хозя­ина»: «Окна в избенках были без стекол, иные были затк- нУты тряпкой или зипуном». Барский дом похож на ог­ромный могильный склеп, где заживо погребен человек. *оголь показывает постепенную деградацию человеческой личности. Когда-то Плюшкин был только бережливым хозяином, но жажда обогащения привела к тому, что он порвал отношения с друзьями и детьми, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Помещик превратился ; в какую-то прореху на человечестве». Галерея «мертвых душ» не исчерпывается образами помещиков. Полный застой царит в губернском городе, где господствуют чиновники. Государственный аппарат превратился в выгодное средство наживы для бюрократов. Все они берут взятки. Среди них процветает «подлость, совер-шенно бескорыстная, чистая подлость». Николай Василь-евич зло смеется над тем, как погрязшие в преступной деятельности трусливые бюрократы, наделенные властью, і помогают мошеннику в его грязных махинациях, боясь своего разоблачения. Все изображаемые человеческие пороки, как мы теперь видим, получили свое развитие в будущем, так как усваиваются людьми новой формации, к которым относится в ; произведении Чичиков. Первоначальные мелкие спекуляции Павла Ивановича сменяются крупными махинациями. Но практически все его «дела» заканчиваются крахом. Это не останавливает Чичикова. Скрыв следы преступления, он принимается за новый план с большей энергией. С виду Павел Иванович был самым благопристойным человеком, никогда не позволявшим себе в речи грубого слова. Чичиков безошибочно определяет сильные и слабые стороны людей, быстро приспосабливается к различным обстоятельствам. В отношениях с людьми он мно-голик: подстраивается под того, с кем ведет разговор. Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, а не чиновники-взяточники. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для него! Показывая агонию человеческой души, торжество сил зла, Гоголь не теряет надежды на возрождение России. Он верит в потенциальные силы и возможности русского народа. Категория движения — это положительный философский идеал писателя. Движение свойственно Чичикову и Плюшкину, хотя для последнего движение является Деградацией. Не статичный, а развивающийся характер имеет шанс на возрождение. Движение и вера — средства к спасению и воскрешению России. Именно благодаря этим категориям рождается символический образ птицы-тройки: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая трой­ка, несешься?.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь


Сочинение на тему ПОЭМА Н В ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» САТИРА НА КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ РУСЬ, Гоголь



Больше всего просматривают

  1. Моя семья сочинение
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. Анализ стихотворения Гумилева капитаны
  4. Сочинение живое пламя
  5. Русский язык сочинение
  6. Дубровский сочинение
  7. Если бы я была учителем сочинение
  8. Сочинение для 2 класса
  9. Сочинение на тему наша земля
  10. Сочинение на тему судьба Григория мелихова
  11. Образ Чичикова
  12. Сочинение миниатюра мой друг 4 класс
  13. Мой любимый журнал сочинение
  14. Сочинение о путешествии
  15. Сочинение по картине грачи прилетели
  16. Сочинение мой день рождения
  17. Сочинение на тему моя любимая фотография
  18. Сочинение на тему дружба
  19. Мои увлечения сочинение
  20. Бунин холодная осень анализ
  Мертвые души сатираМобильная версия