А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОБРАЗ РУССКОГО БАРИНА В РОМАНАХ ГОНЧАРОВА - сочинение

Образ дворянина-барина характерен для русской литературы XIX века. В то время почти все знатные люди имели загородные владения, где проводили большую часть своего времени. Этот образ жизни дворянства, как и всякое явление времени, находил свое отражение в произведениях писателей-современников. Онегин, Обломов, Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы, Аркадий Кирсанов — это неполный ряд литературных персонажей, принадлежащих к так называемому «барству».

В произведении Тургенева «Отцы и дети» и Гончарова — «Обломов» тип русского дворянина представлен образами Павла Петровича, Николая Петровича, Обломова. Что же общего у этих героев?

Все они ведут размеренную, спокойную жизнь в деревне, в своих имениях, и ничто не нарушает ее привычного однообразия. Од-йако при этом каждый из них уверен в собственной значимости, не сомневается в том, что постоянно занят, решая важнейшие проблемы. Обломов целый день рассуждает о письме деревенского старосты, в котором тот жалуется на недоимки и неурожай, с трудом собирается ехать в деревню, даже не представляя себе, как решить проблемы, с которыми мгновенно справился бы практичный Штольц. Николай Петрович беспрестанно проводит все новые и новые преобразования в деревне, он все время занят хозяйством. Казалось бы, в результате его имение должно было бы приносить доход — но оно в упадке: «...пруды с худыми плотинами... деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами... мужики все обтерханные, на плохих клячонках...». Павел Петрович, человек йфоль блестяще начавший свою карьеру, разбирает крестьянские слоры и изредка помогает брату по хозяйственной части. Но при этом «хозяйственные дрязги наводили на неф тоску...». То есть, ничем не увлекаясь всерьез, изредка что-либо читая, и Павел Петрович, и Николай Петрович, и Обломов проводят время в деревне. Но никто из них не стремится что-либо изменить в своей жизни, равно как у них нет и какой-либо цели, к осуществлению которой они бы стремились. Имение становится для них своеобразным миром, сосредоточием всех их интересов.




 
Однако даже портретная характеристика этих героев свидетельствует о разности их характеров. Так, с первым появлением Павла Петровича на страницах романа можно сделать вывод о его убеждениях: «...лицо его, желчное, но без морщин, необычайно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной... Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов...» Он «вынул свою красивую руку с длинными розовыми ногтями... казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика...». Разумеется, Павел Петрович, в прошлом блиставший в свете, сохраняет все свои привычки. Он придает большое значение мнению общества, стремится соблюдать различные светские обряды и приличия. Держась несколько надменно, Павел Петрович с готовностью отстаивает свои убеждения. Его почти полной противоположностью является Обломов, который не только не придает значения внешнему виду, но которому даже лень встать с постели. «Лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома — он все лежал, и все постоянно в одной комнате... служившей ему спальней, кабинетом и приемной...» Николай Петрович находится где-то посередине: конечно, он не столь придерживается светских правил и условностей, как Павел Петрович, но отнюдь не столь безразличен, как Обломов. И усадебная жизнь вполне их устраивает. Например, Обломов. Он, будучи по натуре своей человеком неимоверно ленивым, просто не в состоянии вести другой образ жизни, кроме как беззаботно проводить время, замкнувшись в каком-либо пространстве. Жизнь в имении для него идеальна. Тем более что там он ближе сходится с Ольгой. В начале романа показана жизнь Обломова в городе — он не покидает своей квартиры. Это наглядный пример того, что образ жизни человека в большой степени зависит от него самого, а не от места его жительства. То же самое можно сказать и о Павле Петровиче. Разочаровавшись в жизни после разрыва с княгиней, он «вступал в то смутное сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления... потеряв свое прошедшее, он все потерял...». Поэтому Марьино стало для него идеальным местом. «...Если ты позволишь, я готов навсегда у тебя поселиться», — сказал он брату. Николай Петрович же по складу своего характера не мог бы найти места лучше, чем его усадьба. «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши» — так Николай Петрович сам охарактеризовал себя. Тем более он нашел здесь свое счастье — он любил Фенечку, маленького карапуза-сына, старший его сын учился в университете и приезжал навещать отца. Зачем ему менять свое тихое семейное счастье на что-либо еще? Точно так же на первый взгляд и Павел Петрович, и Николай Петрович ничего не делают, занимаются мелочами. Но только непрактичность Николая Петровича причина того, что его имение не приносит дохода, что замечает даже Павел Пе62рович:«Притом ему постоянно казалось, что Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало...» То есть жизнь в имении вовсе не предполагает праздного образа жизни. Штольц, например, совершенно по-другому распределил бы свое время и силы, нежели это сделал Обломов или Николай Петрович. Аркадий, взявшись за управление имением отца, стал получать с него большой доход. Все зависит от характера человека. Однако, возможно, определенный тип людей, склонных к размеренной, спокойной жизни, стремится поселиться в деревне, но при этом жизнь в имении — следствие их характера, а не наоборот.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОБРАЗ РУССКОГО БАРИНА В РОМАНАХ ГОНЧАРОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гончаров > ОБРАЗ РУССКОГО БАРИНА В РОМАНАХ ГОНЧАРОВА
Иван Гончаров

Иван   Гончаров


Сочинение на тему ОБРАЗ РУССКОГО БАРИНА В РОМАНАХ ГОНЧАРОВА, Гончаров