А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Моя душа это храм или груда кирпича» Сочинение по роману О Гончара «Собор» - сочинение

Есть такие произведения, которые задевают самые чувствительные струны души человеческой, долго не оставляют человека в покое, беспокоят ее. Очевидно, в них подняты те проблемы,  которые подсознательно волнуют человека, в какое бы время он не жил. Литературный задел О. Гончара богатый такими произведениями. Мне чрезвычайно понравились его романы и повести: «Бригантина», «Чтобы светился огонек». И далеко не последнее место в этом перечне занимает роман «Собор». Как живет современный человек, каков его духовный мир, как относится он к духовным достояниям своего народа, к сокровищам народной культуры, с какими духовными достояниями идет в завтрашний день, - все эти вопросы обращены к нам со страниц романа. Направлен он против духовного браконьерства и беспамятства, карьеризма и приспособленчества. События в романе происходят в Зачиплянке, которая олицетворяет всю Украину, где живут и работают «работяги-металлурги», где, с одной стороны, блещет сага, а с другой - облупленный, старинный собор, построенный еще запорожцами как памятник героическим традициям козачества. Отшумели года, сменилось не одно поколение, а он стоит, и «немая музыка округлых … куполов, … его созвучных линий» вызывает чувство святости у человека. Или не поэтому ходит возле него ночами Николай Баглай? Или не поэтому бросается на его защиту Верунька? Когда была снята «охранная грамота» с собора. Или не поэтому старая Шпачиха  против того, чтобы разрушить собор и построить на этом месте рынок.

Николай Баглай более всех переживал за собор. В его воображении оживали картины богослужения, и перед ним, как живые, проходили его строители; для него это было также и внеземное сооружение, где звучал голос Космоса. И когда он обнаружил  в соборе хулиганов, когда услышал визг дикой оргии, - пьяный хохот, грубые бранные слова патлатых махновцев - он не выдержал. Увиденная картина вызвала негодование. Николай рванулся в дверь, чтобы остановить дикую круговерть, но получил пять ножевых ран, одну из них - на миллиметр от сердца. Когда юношу отправили в больницу, местный учитель Фома Романович бросил в сторону негодяев: «Это те, что без соборов в душе…».

Без соборов… То есть без духовности, то есть вместо души - груда кирпича. Безотцовщины. Неизвестно, откуда взялись и куда деваются. А. Николай «… как тот библейский юноша, который выгнал осквернителей храма». Он не мог поступить иначе. Его всегда беспокоила экология души и природы. Он ощущал, что в мире творится что-то не так, что народ, сведя храмы, выстроив металлургические цитадели, вдруг в какой-либо момент начал терять дух вольности, патриотизма, начал пренебрегать родным языком, своей средой, где он живет. Или не поэтому он со своим другом Алексеем-механизатором «свихнулся на газоочистке», работает над новыми фильтрами для печей? И со всем молодецким запалом борется с бюрократами, и верится, что их ничто не остановит, что очистят они воздух и человеческие души от ядовитого дыма и копоти. Николай не может не видеть, какое неистовое наступление ведет антидуховность на все человечное. Видит, обычно. Видит, что «святости исчезают из жизни», но даже в мыслях не хочет допускать уныние, отчаяние. Так как он же говорит: «Я верю в зодчих», поэтому и ведет бескомпромиссную борьбу с «юшкоедами». Также  чистой душой возникает перед нами и Елька. Прожив половину своей сознательной жизни на ферме, среди грязи, не набрала ее в свою душу. Так как «… перечитала всех поэтов в библиотеке, захлебываясь, читала письма пушкинской нежности», так как привыкшая на людей смотреть не через коровьи рога. Поэтому и не смогла полюбить Володьку Лебеду, хотя каким перспективным женихом был для нее. Но достаточно было Николаю позвать ее, пошла без нерешительностей за ним, выйдя из-за праздничного стола, убежала с помолвки. Наверное, убежала бы и  со своей свадьбы. Так как чужим был Володька для нее. Отцепродавец, карьерист. Родного отца отдал в приют для престарелых, готов разрушить собор, чтобы не ухаживать за ним.  Осталось ли что-то святое в его душе? Наверное, нет. Даже родной отец предостерегает людей, чтобы Володьку не «выдвигали в начальство», так как ничего полезного он не сделает: «Он вам не один собор снесет, не одно такое вонючее море выстроит, что и совета потом не дадите».



 
Отец и сын. Яблочко от яблоньки… Но какими разными людьми были они. Длинную и достойную жизнь прожил Изот Лебеда, нигде не ошибся в жизни, не пошел блуждать окольными путями, не нажил достатка. И какой богатой была его душа! Его беспокоило все, что касается человека, природы. Он не прошел мимо беспризорной Ельки, его беспокоит судьба Скарбного, он был грозой браконьеров. Старик не имеет страха перед ними, «наскакивает на целые ватаги лоботрясов», будто в самом деле все эти урочища и угодья принадлежали ему. С восходом солнца вставал, собирал целебное зелье, спасал несильных, оберегал прадедовскую красоту, так как болит душа за все. Всех людей дед Нечуйветер делит на мастеров и браконьеров, так как в мире «тот сооружает, тот разрушает». К последним он относит и своего сына, а Баглаев называет рыцарями работы и жизни. * «Калека тот, - рассуждает он, - кто не способный предковщиной дорожить. Человеку дана память, которая приходит с возрастом, поэтому он и человек». Обращаясь к молодым, поучает: «Живое не тот, кто гадит. Живое - кто искрит». Так как именно такие оставляют после себя стоящий след. И Изот прожил именно такую жизнь. Как живые стоят у меня перед глазами герои романа. Современники, почти ровесники. И каждый их поступок, каждый их шаг примеряю на себя. Смогла ли бы я так, как Николай Баглай? Один против компании дикарей. Или, может, как Изот Лебеда? А может, как Елька. Из-за свадебного стола навстречу своей судьбе (неизвестной, кстати). Смогу ли искрить, а не гадить? А может, останусь равнодушной ко всему? Как бы там не было, но роман заставляет нас призадуматься над всеми этими вопросами. И это уже хорошо. Призадумаюсь не одна я. Может, и натолкнет роман кого-то на верную тропу. И не один мой ровесник сохранит храм души, поможет сохранить его и другому человеку.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Моя душа это храм или груда кирпича» Сочинение по роману О Гончара «Собор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гончар > «Моя душа это храм или груда кирпича» Сочинение по роману О Гончара «Собор»
Олесь Гончар

Олесь  Гончар


Сочинение на тему «Моя душа это храм или груда кирпича» Сочинение по роману О Гончара «Собор», Гончар