А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Можно ли прожить без собора - сочинение

Вот мы с вами и снова встретились, но не на поле боя, не в походе, а в... соборе. Давайте прекратим разговоры и прислушиваемся к тишине соборной. Разве не слышите, как с вами говорит история? Ведь все, что происходило на Украине, помнят эти стены. И не думайте, что они немые - надо уметь услышать их голоса. Эти голоса говорят с нами со страниц романа О. Гончара «Собор». Роман «Собор» был опубликован в 1968 году в журнале «Отчизна» в издательской серии «Романы и повести». Однако к читателю он полностью не дошел, потому что в тексте советской цензурой были сделаны значительные изменения. Только в 1988 году роман был напечатан, реабилитирован и возвращен народу. События в романе происходят в основном в городском поселке Зачиплянцы на юге Украины, где живут и работают простые рабочие-металлурги; где, с одной стороны, блестит сага, а с другой - облупленный, заброшенный старинный собор, который построили еще запорожцы.

В Зачиплянцах живут главные герои произведения: Баглай-младший - студент металлургического института, которого зовут Николай: его старший брат Иван, по прозвищу Рыжий или Веруни Иван. Он набрался столько опыта, что поехал его передавать в Индию. Живут в Зачиплянцах дед Ягор Катратий - бакенщик и рыбак, к которому пришла из соседнего села Вовчуги племянница Елька-Аленка; Владимир Лобода - райкомовец, который «знает культуру» всего заводского района, сын обер-мастера Изота Лободы - заслуженного металлурга республики, ныне пенсионера.
В чем же конфликт романа? В столкновении честных людей с выдвиженцем, демагогом, отцепродавцом Володькой Лободой, который является обычным бюрократом. Идет борьба за сохранение выдающегося произведения народного искусства - казацкого собора и родной природы от «любителей» разрушать, различных браконьеров, умеющих работать только языками и жаждущих получить следующий орден. Если вы заметили во время чтения произведения, поселок Зачиплянцы сочетает в себе город и село. Мы словно видим всю Украину с ее болями и радостями, индустрией и сельским хозяйством, историческими традициями и современными «разрушениями», героями-трудящимися и бюрократами.
Однако мы с вами не просто анализируем роман, а нам надо написать сочинение по теме «Моя душа - это храм или куча кирпича?». Чтобы лучше это сделать, нужно проанализировать образы героев по отношению к собору. И объяснить, что такое собор вообще, в духовной, в культурной жизни всего народа. Но тема требует размышлений над тем, как именно вы понимаете назначение соборов, нужны ли они вообще. Вот на этих моментах мы и остановимся.

Практически все события романа связаны с собором, даже переживания героев. Человек меняется духовно, видит его красоту, немую музыку «его округлых, гармонично соединенных башен, нарастающих ярусов, его певучих линий». Этот собор построили запорожцы после разрушения Сечи как памятник демократической вольности и героическим традициям казачества. Промелькнули века, а он, хоть и деревянный, но красавец, стоит без присмотра, в запустении, захламленный складами и грязью, без колоколов и духовной святости. Отношение интеллигенции и простого народа к собору бесит Володьку Лободу. Он с возмущением говорит об этих людях: «... стояли бы и век на него молились...». А тут неожиданность: приходит указание отремонтировать собор, потому что приближается 300-летие воссоединения Украины с Россией - у нас любили пышность, помпезность. Но Володька Лобода - не промах, он придумал взять его в леса, сделать своеобразную декорацию. Руководители его поблагодарили: «Ты - гений». Реставрация так и не состоялась. А в голове зачиплянского гения рождается новая идея: на том месте «затеять строительство образцового крытого шинка для трудящихся», еще и шашлычную неплохо бы открыть. Гурманом, пожалуй, был Володька. И начальству такое предложение понравилось.

Теперь рассмотрим образ Николая Баглая. Все образы должны не просто «появиться» в произведении, а надо смотреть на них через призму «соборности». Я еще раз подчеркиваю эту мысль. Теперь относительно Баглая. Он больше всех переживал за собор. В его воображении оживали картины лживости, пьянок и забастовок, драк и революционных манифестаций, канонады войны и послевоенного запустения. Он начитался профессора Яворницкого, наслушался рассказов. Да тут еще и оказалось, что дед Ягор был у самого батьки Махно, создавшего степную республику «без властей, без насилия диктаторов». Когда во время грабежа собора появился известный гений и властным голосом остановил их, запретив курить в храме, Махно не наказал Яворницкого, так как все же собор - это история его Украины, и он болезненно к этому относился. Нечто подобное испытал и Николай Баглай, когда встретился в соборе с хулиганами-анархистами. Впервые собор услышал «дикую» музыку, а расплатился за это Николай. Пять ножевых ран, которые едва не лишили его жизни. И не надо говорить, что не стоило ему туда вмешиваться. Это был его собор, это был его идеал.

Не было только идеалов в тех анархистов у Володьки Лободы. Даже отец - Изот Лобода отрекся от собственного сына. И не потому, что ему очень не понравилось в Доме ветеранов, куда его «спихнул» сынишка. Просто он понял, что на душе у Володьки только «куча кирпича», из которой не построишь, к сожалению, собора. Не такие «купи» у тех, кто хочет еще одним ГЭСом «шума наделать» и плавни высушить? Они уже «пол-Украины пустили на дно», думали море построить, а построили болото; гнилью цветет Каховское, «на всю Украину воняет!». Учтите, что Изот Лобода сохранил «соборность» души. И даже в преклонном уже возрасте стал грозой браконьеров, стал дедом Нечуйветром. Он берег плавни и волшебное место отдыха Скарбное, берег для трудящихся, а не для начальства. И даже табличку повесил у молодого дубняка: «Кто посадит, того и внуки вспомнят...».

В последние дни своей жизни познакомился с Елькой – беспаспортной деревенской девушкой. Вот еще один образ, который вы должны рассмотреть в произведении. В селе Елька была байстрючкой, потому отца не знала, мать в колхозе свинаркой была, света белого не видела. Когда же в гнилищах маму привалило и Елька стала круглой сиротой, ей стало еще хуже. Школу оставила, полностью перешла на ферму. Не лучше стало и после девичьего грехопадения у казачьего собора когда впервые почувствовала вкус поцелуя и хмель приняла за любовь. Девушка хотела покинуть свое село, но паспорта голова не отдал. И Елька сбежала к родному дяде Ягору в Зачиплянцы. Здесь ей тоже не сладко пришлось. Хотела на завод устроиться, не приняли без паспорта. Познакомил дядя с сыном своего друга Владимиром Лободой, но не чувствовала Елька себя с ним счастливой. Полюбила она Николая Баглая, ибо увидела родство душ их. К счастью, ее любовь оказалась взаимной.



 
Произведение ваше нужно построить на противопоставлении: браконьерам, хапугам, бюрократам противопоставляются честные люди, которые хотят изменить жизнь к лучшему, например, как Николай Баглай. Не забывайте, что не последнюю роль в произведении играют ваши мысли. Тем более, что название произведения отмечает ваши собственные мысли, раздумья и впечатления. Введение и заключение произведения - это ваши размышления об уничтожении украинской культуры и духовности. Однако все это надо объединить с идейным содержанием романа Олеся Гончара. В заключении же желательно выразить надежду на воссоздание «соборности» душ украинцев, на возвращение к сохранению культурных и исторических достижений народа. Памятниками и соборами издавна славилась наша земля. Поднимались они над полями и над городами, росли среди поселков и площадей. Были, и есть, своеобразными символами духовной красоты человека. Ими гордились наши предки, о них пели кобзари, они пришли в наш век, будто мост через века страданий и невзгод, веселья и радости, словно живая связь между поколениями. Разрушить соборы - это значит разрушить свою культуру, свою историю - самих себя. Об этом говорит в своем романе О. Гончар, предупреждая нас о непредвиденных последствиях самоуничтожения. Каким же предстает перед нами, тот известный собор, стоящий посреди Зачиплянцев? Нет, он не украшен цветами, деревянным или металлическим кружевом, не определяется красотой и роскошной отделкой. Он стоит без присмотра, в запустении, захламленный складами и грязью, без колоколов и духовной святости. Но сквозь этот поверхностный ужас можно рассмотреть его «душу» - живую, бессмертную. Хотя это сделать трудно, трудно для «слепых», равнодушных, бездуховных - таких, как Володька Лобода. Он презирает тех людей, которые ценят собор - духовное достояние предков и веков: «... Стояли бы и век на него молились...». Володька забывает, что это настоящая святыня, сокровищница истории и культуры. Однако не забывает о нем Николай Баглай. Этот юноша понимает, что, восстановив собор, люди «отстроят» свою память. Для него «в этом творении соединилось все, что гармонично слилось, и возникла большая, вечная поэзия». Несмотря на собор, Николай представляет себе все, что происходило за годы его существования, и понимает, что ни в коем случае нельзя уничтожить этого живого свидетеля истории, ведь еще профессор Яворский становился на защиту собора. Становится на его защиту и Николай, видя, что «в этой само1 кисти соборных куполов живет гордая, неувядающая душа этой степи. Живет его мечта-раздумье, дух народа, его эстетический идеал...». Баглай защищает собор от хулиганов-анархистов, пытавшихся осквернить храм. Это едва не стоило ему жизни. Однако собор остался жить, радуя честных и духовно богатых людей. Собор живет жизнью народной, его историей. И те, кто знает ее, живут вместе с ним, поднимаются вместе с ним ввысь веков. Ведь собор символизирует собой, кажется, всю Украину, которая стремится подняться из руин. И люди, такие, как Елька, Николай и Иван Баглаи, Ягор Катратий, Иван Изотович Лобода, пытаются это сделать, а прежде всего, восстановить собор. Сложный вопрос автор проносит через все произведение: «Можно ли прожить без собора?». Николай Баглай утверждает: «Можно прожить и без собора, и без песни, и без Рафаэля. Без всего можно». Но остались бы мы тогда в полном смысле слова людьми? Получается, что собор - это проверка на человечность. Если ты настоящий человек, то никогда не сможешь даже подумать о его уничтожении, ведь это, прежде всего, твоя духовность, твое лицо. Гармоничное сочетание «поэзии человеческих взаимоотношений» с «человеческим согласием с природой», с «наслаждением труда» дает ощущение «соборности», единства со всем миром. Это и есть духовная красота человека, живущего в его сердце. И умирает она только со смертью человека. Значит, надо не ломать свой собственный собор. Тогда на земле вырастет множество величественных соборов, которые будут напоминанием человеку о человечности и духовности, которые будут свидетелями его жизни. Изот Иванович Лобода предостерегает всех не быть браконьерами, прежде всего, своей собственной судьбы, не разрушать то чистое и светлое, что есть в душе, как это случилось с его сыном. Тогда навечно соединятся человек и собор своей красотой, своей духовностью. Собор в Зачиплянцах - собор духовности нации, ее величия и безграничной любви к родной земле, к ее истории. Сломать его - зачеркнуть в сердцах людей мечту и надежду на бессмертие в веках. Этого же не должно случиться. Следовательно, он будет стоять вечно как символ духовной красоты человека, как его любовь и величие.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Можно ли прожить без собора. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гончар > Можно ли прожить без собора
Олесь Гончар

Олесь  Гончар


Сочинение на тему Можно ли прожить без собора, Гончар