А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Персонажи романа «Собор» - сочинение


Персонажи романа относятся к собору, к Сокровищу зависимо от своего духовного развития, эрудиции, понимания места исторических памяток прошлого, экологии в нашей современной жизни и, в конечном итоге, от самой обычной человеческой совести и уровня культуры.

Николай Баглай. Уже в начале второго абзаца романа речь идет о Николае-студенте, который глубоко убежден, что на Зачиплянци живут праведные, правильные люди. Он влюблен в свой заводской поселок, в его работящих жителей, но собор — это его самая светлая, самая полная любовь. Баглая смущает «немотная музыка тех поднятых в небо бань-куполов». Николай чувствует ее в реальности как одна из неразгаданных тайн мира, для него красота Земли, красота творения человеческих рук воспринимаются как единственное целое. Поэтический мир Николая-студента охватывает и красоту собора, и волшебную близлежащую природу, и могучие металлургические заводы, которые вызывают у него удивление, восхищение. Правда, Баглай никак не может успокоиться, что в заводах нет очистительной системы, и он поставил перед собой цель сконструировать ее — воздух должен быть чистым. Это его увлечение конструкторское — таки своеобразная поэзия, - красота его помыслов и интеллектуальных усилий.

Елька — один из наиболее привлекательных человеческих характеров, изображенных в романе, ее судьба похожа на доли многих сельских девушек, которые, подросши, едут из родного села куда глаза глядят в поисках счастья. Ельчина судьба усложняется тем, что вырастала она при ферме полусиротой без отца, а когда и мать в глинище придавило, стала круглой сиротой, словно былина при дороге. Образ простой сельской девушки писатель изобразил искренне, с большой любовью. Мы всматриваемся в Ельчины задуманные зеленые глаза, берем близко к сердцу скитания безпаспортной девушки, сочувствуем в горе, которого наносят ей бездушные обидчики и лицемеры, такие, как тот никчемный, противный бригадир.

Лебеда, Образ Володьки Лебеды литературоведы называют явлением достаточно сложным и даже загадочным.

В известном труде «Собор в лесах» Евгений Сверстюк отмечает: «Лебеда — принципиально новый характер в нашей литературе: писатель открыл человека-функцию на грани робота, свободного от человеческих целей, лишенного стойких критериев. Этот человек-функция должен страшное свойство раскладывать ценности — одним прикосновением, одним словом. Как в устах у гениального поэта или философа все набирает высшего смысла, значения, света и энергии жизни, так у Лебеды, напротив, все распадается, раскладывается и гаснет...»

Изот Иванович Лебеда — известен еще до войны сталевар, честный, принципиальный человек. «Казацкая вольнолюбивая душа» — хвалится Володька. Но сыну не почувствовать ту страшную боль, которую нанес отцу, спровадив его туда, откуда уже единственная дорога — на кладбище.

Образ Лебеды — Нечуйвитра имеет глубокое символическое содержание. В нем живет дух славного казачества, любви, к родной земле, опыт неутомимого мастера-сталевара и нынешнего государственного охранника Сокровища от губителей природы. Он отошел в вечность между чистыми водами и зелеными плавнями родного края.



 
Идейное звучание романа полифоническое. Писатель сосредоточил внимание на философских, исторических, моральных, этических, экологических проблемах. В произведении развенчана психология духовного браконьера, разоблачены зловещие намерения безотцовщин-руйначей национальных святынь, вытворенных умом, сердцем и руками нашего народа, на протяжении тысячелетий. В романе достигнуто единства слова и содержания, высокого уровня, образно художественного мастерства. Писатель не ставил себе за цель погружаться в глубины религиозной морали. Для него образ храма-собора — это прежде всего нетленная памятка казацкого зодчества. Гончар дорожит и духовным гением запорожского рыцарства, и его патриотичными подвигами как в битвах с врагами, так и в строительно художественной области. Наши предки увековечили себя в неповторимой красоте этого сооружения, которая очаровывала когда-то, очаровывает и теперь каждого, кто увидит ее вблизи или издалека, кто углубится в мудрый замысел этой «гордой поэмы степного казацкого зодчества». И поневоле ставим перед собой далеко не простой вопрос, который так волновал Николая Баглая: «А в чем же твоя душа увековечит себя, где они, поэмы твои?» Всем глубоким идейным, философским содержанием роман обращен к нам, к нашим потомкам: что мы создали? Какой след в истории своего народа оставили? Что построили, а что разрушили: «Кем ты будешь для них? С каким чувством тебя вспомнят?» Завещания и деяния предков напоминают нам о нашем большом священном долге перед историей и современностью, перед прошлым и будущим: как мы уважаем, как оберегаем свои национальные святыни — такие, как зачиплянский собор? Какой взнос мы сделаем в своеобразную эстафету поколений — эта проблема касается каждого из нас. Как священную память должны беречь драгоценное достояние прошлых веков, оберегать их и преумножать, а также заботиться о нашем взносе к казну художественной истории народа. «Собор», обозначенный публицистическим, полемичным пафосом, призывает лелеять и оберегать духовные сокровища, историческое, культурное, строительное наследство украинцев. В то же время в романе описываются такие негативные проявления современности, как бюрократизм, бездуховность, нигилистическое отношение к украинской культуре, потребительские тенденции, дух разрушения, пренебрежения народными обычаями, народной песней, чувствами патриотизма. «Собор» — звучит как симфония величия народа, его творческого гения, как высокохудожественное слово художника.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Персонажи романа «Собор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гончар > Персонажи романа «Собор»
Олесь Гончар

Олесь  Гончар


Сочинение на тему Персонажи романа «Собор», Гончар