А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роман Олеся Гончара "Собор" - сочинение


Фронтовой побратим сержанта-минометчика Олеся Гончара, известный в настоящее время русский писатель Михаил Алексеев, в апреле в 1987 году назвал роман «Собор» «многострадальным». Почему возникло такое определение судьбы произведения через 20 лет после появления на свет? Ведь сразу, когда роман был опубликован в первом номере журнала «Отчизна» (в 1968 г.), а затем в издательствах «Днепр» (серия «Романы и повести») и «Советский писатель», новое произведение Олеся Гончара высоко оценили читатели. Достаточно одобрительно отозвалась критика. Да, Л. Новиченко и С. Шаховский о «Соборе» писали как о «произведении большого интеллектуального наполнения, поискового, дискуссионного плана, остро проблематичный и полемичный».

Позитивные рецензии критиков и литературоведов, писателей, отзывы читателей были опубликованы во многих журналах и газетах. Все они дали высокую оценку новому роману Олеся Гончара — произведению высокого художественного воодушевления. В «Соборе» писатель властно, в полный голос поднес тему борьбы против духовного браконьера, карьеризма, прислужництва.

С теплыми словами обратился Григор Тютюнник в письме к автору «Собора»: «Орлиный, соколиный роман Вы написали, роман-набат! О как зашипит та наша ретроградная гадь, опознав сама себя».

Перекличный звон «Собора» несся Украиной. Люди читали — и увлекались, читали — и пронимались чувством любви к своему талантливому, бессмертному народу, который светлым умом и чистыми казацкими руками подарил будущим поколениям украинцев настоящее художественное чудо.

И вдруг — вокруг «Собора» забурлила, заклубочилась черная туча лжи и шельмования. Коньюнктурная критика создала невероятную шумиху, тщательным образом начали выискивать всевозможные огрехи, которых и близко не было в романе. В газетах запестрели «отзывы» рабочих, крестьян, — трудящихся, которые, и в руках, не держа роман, выражали свое «возмущение» и против «Собора» и против всемирно-известного писателя.

Первую дудку в грязном потоке лжи, порочит, в угоду «начальству» сыграл печально известный академик М. Шамота.

Убить интерес у людей к замечательной книжке никто не смог. Тогда богохульники прибегли к испытанному методу — молчание, - они запретили даже вспоминать произведение Олеся Гончара. «Собор» в переводе русским языком должен был прийти к читателям из страниц журнала «Дружба народов», но киевские деятели печатать роман запретили (не имея на то абсолютно никакого права!).

Тень этого запрещения лежала на «Соборе» почти двадцать лет. И только теперь, во время перестройки, переведенный русским и другими языками, роман пришел к читателям. Многотысячным тиражом «Собор» вышел в Украине.

И все читатели убедились: писатель еще в ту брежневско-сусловскую застойную глухомань нарушил проблемы, которые с годами оказались еще больше злободневными.

Такая могучая сила правдивого слова.

Композиция «Собора» имеет выразительные признаки, присущие также другим эпическим полотнам писателя. События в романе разворячиваются медленно, без интригующих поворотов, ведь автора интересует в первую очередь внутренний мир своих героев, их взгляды на историческое прошлое, современность и будущее.

Многолюдно ли «население роману»? Нет, количество героев в произведении небольшое и это дало автору благодарный случай для более яркого и точного изображения каждого персонажа. Писатель изображает жизнь героев романа в привычной и родной для них среде. Зачиплянка, заводы за Днепром, Ельчине село Вовчуги, живописное Сокровище, где в доме для престарелых доживает век заслуженный металлург Изот Лебеда — «дед Нечуй­витер, гроза браконьеров, общественный смотритель, «Сокровища».


 
Место действия в двадцати шести разделах романа ограничено, время действия также не измеряется десятилетиями. Правда, в романную ткань произведения органично вмонтирована как воспоминание Ягора Катратого новелла «Черный очаг», посвященная образу историка Дмитрия Яворницкого, большого патриота-народоведа, писателя, летописца Запорожского, казачество, неутомимого собирателя драгоценных памяток нашего народа. Тематические горизонты 24-го раздела значительно расширились благодаря вставной новелле «Бхилайский очаг». Идет речь в ней о «чародейке печей» Иване Баглая и ее командировке в Индию, где он вместе с местными специалистами налаживает металлургическую индустрию, крепит интернациональную приязнь и понимание между народами. Тема романа. Сохранение духовного наследства, культуры, языка, искусства, исторических святынь украинского народа, защита этих взлелеянных творческим гением поколений достижений от посяганий карьеристов, бюрократов-чиновников, безотцовщин-нигилистов. Мечта Олеся Гончара о гармоничном сожительстве духовности и прогресса города и села, личности и общества, исторической и современной реальности. Образ собора. Сердцевиной, своеобразным стержнем романа есть, безусловно, собор, образ собора. Он воедино объединяет все сюжетные узлы произведения. Дыханием красоты и величия своей собор одних возвеличивает, добавляет силы и силы, а другие перед ним мельчают, теряют надобность. ...Когда во второй половине XVIII столетия из приказа Катерины II русское войско коварно разрушило Запорожскую Сеч, легендарное казачество задумало оставить по себе светлую память. И ею стал прекрасный собор в Новомосковске. Он сохранился до наших дней и вдохновлял писателя при создании романа. Образ собора в произведении стал ярким метафорическим символом, свидетелем истории народа, образцом художественной ловкости зодчих-строителей. В романе собор появился словно живой, как бессмертная память исторического прошлого народа, как символ духовного богатства, раскованности и красоты. Уже на первой странице романа встречаемся с ним: «Из одного корнаю поселки Сага блестит, со второго — облупленный собор белеет. Старинный, казацкий». «Облупленный собор...» Сколько их, золотоглавых, уничтожено динамитом, просто порушено, спалено... в годы сталинского разбоя, в годы застойные... Политическое зрение писателя и среди ночи чувствует «музыку его округлых, гармонично соединенных, бань, нарастающих ярусов, его напевных линий ». Стоит собор... Писатель-поэт назвал его «совершенным архитектурным творением», «симфонией пластики». Направленный в небо силуэт собора видно издалека. Герои романа, возвращаясь к родным краям, первыми замечают это творение казацкого зодчества: «Сумели же так поставить! Сколько не едешь, хоть к самим плавням, все он будет у тебя перед глазами. Из любой точки видно собор, отовсюду!» Какую-то невидимую магическую силу чувствуют в соборе и Баглай-студент, и братская жена Веронька, и казацкий профессор Яворницкий. Собор — языков живое, удивительно прекрасное, существо привлекает к себе красотой творения человеческих рук и мозга. И вот над этим реально существующим символом бессмертия народа нависла угроза уничтожения. Молчит собор. Каждый раз перед ним Баглай чувствует какую-то странную печаль и что-то даже тревожное. Собор будто имеет в себе что-то от стихии, навевает что-то такое же большое, как навевают на человека степь, или эскадры туч, или закутаны вечными дымами черные индустриальные бастионы заводов...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роман Олеся Гончара "Собор". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гончар > Роман Олеся Гончара "Собор"
Олесь Гончар

Олесь  Гончар


Сочинение на тему Роман Олеся Гончара "Собор", Гончар