А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Соборность наших душ или как написать сочинение по роману Олеся Гончара «Собор» - сочинение


Вот мы с вами и снова встретились, но не на поле боя, не в походе, а в … соборе. Давайте прекратим разговоры и прислушаемся к тишине соборной. Разве не слышите вы, что вам говорит история? Ведь все, что происходило на Украине, помнят эти стены. И не думайте, что они немые - надо уметь услышать их голоса. Эти голоса разговаривают с нами со страниц романа О. Гончара «Собор». Роман «Собор» был опубликован в 1968 году в журнале «Отчизна» в издательской серии «Романы и повести». Однако, к читателю он полностью не дошел, так как в тексте советской цензурой были сделаны значительные изменения и поправки. Лишь в 1988 году роман был напечатан, реабилитирован и возвращен народу. События в романе происходят в основном в городском поселке Зачиплянка на юге Украины, где живут и работают простые рабочие-металлурги; где, с одной стороны, блещет сага, а с другой - облупленный, заброшенный старинный собор, который выстроили еще запорожцы. В Зачиплянке живут главные герои произведения: Баглай-младший - студент металлургического института, которого зовут Николай; его старший брат Иван, по прозвищу Рыжий или Веркин Иван. Он набрался столько опыта, который поехал  передавать даже Индии. Живут в Зачиплянке дед Ягор Катратий - бакенщик и рыбак, к которому пришла из соседнего села Вовчуги племянница Елька-Аленка; Владимир Лебеда - райкомовец, который «ведает культурой» всего заводского района, сын обер-мастера Изота Лебеды - заслуженного металлурга республики, ныне пенсионера.

В чем же заключается конфликт романа? В столкновении честных людей с выдвиженцем, демагогом, отцепродавцом Володькой Лебедой, который является самым обычным бюрократом. Идет борьба за сохранение выдающегося произведения народного искусства - казацкого собора и родной природы от «любителей» разрушать, разных браконьеров и славословов, которые умеют работать лишь языками и желают получить следующий орден. Если вы заметили, во время чтения произведения, поселок Зачиплянка объединяет в себе город и село. Мы будто видим всю Украину с ее болями и радостями, индустрией и сельским хозяйством, историческими традициями и современными «разрушениями», героями-трудящимися и бюрократами. Тем не менее, мы с вами не просто анализируем роман, а нам надо написать произведение по теме «Моя душа - это храм или груда кирпича?» Чтобы лучше все это сделать, надо проанализировать образы героев относительно отношения к собору. И объяснить, что такое собор вообще, в духовной, в культурной жизни всего народа. Но тема требует раздумий над тем, как именно вы понимаете назначение соборов, нужны ли они вообще. Вот на этих моментах мы и остановимся.

Практически все события романа связаны с собором, даже переживания героев. Человек изменяется духовно, когда видит его красоту, немую музыку «его округлых, гармонично объединенных куполов, нарастающих ярусов, его певучих линий». Этот собор построили запорожцы после разрушения Сечи как памятник демократическим свободам и героическим традициям казачества. Пролетели года, а он, хотя и деревянный, но красавец, стоит без ухода, в запустении, захламленный и грязный, без звонов и духовной святости. Отношение интеллигенции и простого народа к собору бесит Володьку Лебеду - райко-мовца. Он с негодованием говорит об этих людях: «…стояли бы и век на него молились…» А здесь неожиданность: приходит указание отремонтировать собор, так как приближается 300-летие воссоединения Украины с Россией - у нас любили блистательность, помпезность. Но Володька Лебеда - не промах, он придумал сделать своеобразную декорацию, за что руководители его поблагодарили: «Ты - гений». Реставрация так и не состоялась. А в голове зачиплянского гения рождается новая идея: на том месте начать строительство образцового крытого рынка для трудящихся, еще и шашлычную неплохо было бы открыть. Гурманом, наверное, был Володька. И начальству такое предложение понравилось.

 
Теперь рассмотрим образ Николая Баглая. Все образы должны не просто «появиться» в произведении, а надо вводить их через призму «соборности». Я еще раз подчеркиваю эту мысль. Теперь относительно Баглая. Он больше всех переживал за собор. В его воображении оживали картины богослужения и лживости, попоек и забастовок, потасовок и революционных манифестаций, канонад Отечественной войны и послевоенного запустения. Он и профессор Яворницкий, прислушивались к рассказам старожилов. А здесь еще оказалось, что дед Ягор был куренным у самого Батьки Махно, который создал степную республику «без власти, без насилия диктаторов». Когда во время разграбления ими собора появился герой и властным голосом остановил их, запретив даже курить в храме, Махно не подверг наказанию Яворницкого, так как все-таки собор - это история его Украины, и он трепетно к этому относился. Что-то подобное ощутил и Николай Баглай, когда встретился в соборе с хулиганами-анархистами. Впервые собор услышал «дикую» музыку, а поплатился за это Николай. Пять ножевых ран, которые едва не лишили его жизни. И не надо говорить, что не следует ему было тогда вмешиваться. Это был его собор, это был его идеал. Не было только идеалов у тех анархистов и у Володьки Лебеды. Даже отец - Изот Лебеда отрекся от собственного сына. И не потому, что ему очень не понравилось в Доме ветеранов, куда его «спихнул» сыночек. Просто он понял, что на душе у Володьки только «груда кирпича», из которой не построишь, к сожалению, собора. Заметьте, что Изот Лебеда сохранил «соборность» своей души. И даже в преклонном возрасте стал грозой браконьеров, стал дедом Нечуйветром. Он берег плавни и волшебное место отдыха Скарбное, берег для трудящихся людей, а не для начальства. И даже табличку повесил возле молодого дубняка: «Кто посадит, того и внуки вспомнят…». В последние дни своей жизни познакомился с Елькой - беспаспортной сельской девушкой. Вот еще один образ, который вы должны рассмотреть в произведении. В селе Елька была байстрючкой, так как отца не знала; мать в колхозе свинаркой была, света белого не видела. Когда же в гнилищах маму привалило и Елька стала круглой сиротой, ей стало еще хуже. Школу оставила, полностью перешла на ферму. Не лучше стало и после девичьего грехопадения возле казачьего собора, когда впервые ощутила вкус поцелуя и хмель приняла за любовь. Достали за это женщины Ельку, особенно бригадирова жена. Девушка хотела оставить свое село, Но паспорта глава не отдал. И Елька убежала к родному дяде Ягору в Зачиплянку. Здесь ей тоже не сладко пришлось. Хотела на завод устроиться, не приняли без паспорта. Познакомил дядя с сыном своего друга Владимиром Лебедой, но не чувствовала Елька себя с ним счастливой. Полюбила она Николая Баглая, так как увидела родственность их душ. К счастью, ее любовь оказалась взаимной. Произведение ваше нужно построить на противопоставлении: браконьерам, хапугам, бюрократам противопоставляются честные люди, которые хотят изменить жизнь на лучшую, например, как Николай Баглай. Не забывайте, что не последнюю роль в произведении будут играть ваши мысли. Тем более, что в названии произведения делается ударение на ваших собственных мыслях, раздумьях и впечатлениях. Вступление и вывод произведения - это ваши раздумья об уничтожении украинской культуры и духовности. Тем не менее, все это надо объединить с идейным содержанием романа Олеся Гончара. Что именно в этом произведении автор поднимает эти вопросы. В выводе же желательно выразить надежду на воскрешение «соборности» душ украинцев, на возвращение к сохранению культурных и исторических достояний народа.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Соборность наших душ или как написать сочинение по роману Олеся Гончара «Собор». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Гончар > Соборность наших душ или как написать сочинение по роману Олеся Гончара «Собор»
Олесь Гончар

Олесь  Гончар


Сочинение на тему Соборность наших душ или как написать сочинение по роману Олеся Гончара «Собор», Гончар