А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"Если в литературе сколько нибудь отразился слабо но с родственными чертами тип декабриста - сочинение

Главная роль, конечно,-роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. И. А. Гончаров
Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816-1824), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что "вольнее всякий дышит". Свобода личности, свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни - вот мотив времени и комедии Грибоедова. Чацкий и его единомышленники стремятся к "искусствам творческим, высоким и прекрасным", мечтают "в науки вперить ум, алчущий познаний", жаждут "возвышенной любви, перед которой мир целый... прах и суета". Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Еще не читая комментариев, мы ощущаем Чацкого как декабриста. Однако Чацкий ведь не показан нам на заседании "секретнейшего союза"-мы видим его в бытовом окружении, в московском барском доме. Несколько фраз в монологах Чацкого, характеризующих его как врага рабства и невежества, конечно, существенны для нашего толкования, но не менее важна его манера держать себя и говорить. Именно по поведению Чацкого в доме Фамусовых, по его отказу от определенного типа бытового поведения:
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,


 
Подставить стул, подать платок...- он безошибочно определяется Фамусовым как "опасный человек ". Многочисленные документы отражают различные стороны бытового поведения дворянского революционера и позволяют говорить о декабристе не только как о носителе той или иной политической программы, но и как об определенном культурно-историческом и психологическом типе. Стремление Чацкого-служить отечеству, "делу, а не людям ". Он ненавидит все гадкое в прошлом, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество. А что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - "умеренность и аккуратность ", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Грибоедов, желая подчеркнуть пропасть между Чацким и его окружением, завершил монолог героя ремаркой: "Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Итак, в центре комедии-конфликт между "одним здравомыслящим человеком" (оценка Грибоедова) и косным большинством. Главенствующим принципом комедийной поэтики и стилистики "Горя от ума" является оппозиция, то есть контраст, противопоставление. Декабристы восприняли себя как первую российскую политическую оппозицию. Так драматурги ческий принцип оппозиции роднит главного героя с декабризмом. Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Декабрист не удовлетворяется тем, чтобы про себя, в уме своем отрицательно оценить любое проявление "века минувшего ". Он гласно и публично называет вещи своими именами, "гремит" на балу и в обществе, поскольку именно в та ком назывании видит освобождение человека и начало преобразования общества. Поэтому прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные со светской точки зрения положения так же совместима с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие. Но оно абсолютно исключает уклончивость, игру оценками, способность "попадать в тон" в духе Молчалина. "Так! Отрезвился я сполна!"-восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это-поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". Гончаров считает, что роль всех Чацких - "страдательная", но "в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие". Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок нам потому, что он написан не как безупречный, "железный " борец за истину и благо, долг и честь-таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. "Ум с сердцем не в ладу", - говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, что не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому, - это такие естественные черты! "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад", - писал Пушкин в стихотворении "Признание". Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты-как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою. Возможно, такого сокрушительного поражения в Москве Чацкий никак не ожидал. В своих высказываниях поначалу он ведь был только искренен, только откровенен. Не возмущался, а лишь недоумевал: почему весь мир меняется, а Москва в косности и заскорузлости своих нравов остается неизменной. Москва удивит Чацкого своей готовностью подняться против него. Чацкий, отсутствовавший в Москве три года, представить себе не мог, как она его примет. Его суждения сразу же покажутся и дикими, и опасными. Да и мог ли рассчитывать Чацкий на одобрение своих взглядов, своих неутешительных выводов из наблюдений той среды, из которой он вышел и в которую вернулся уже другим человеком? Так возникла его конфронтация со всем фамусовским обществом. Чацкому не дано хоть что-нибудь изменить в обществе, в Москве, хоть кого-то образумить. Покоряясь логике противостояния с ними, преследуемый неудачами, он посягает на патриархально-помещичий и чиновничий быт как таковой, отвергает все, что отлилось в его устойчивые формы. Он обли чает, он много говорит (еще одна декабристская черта!), а люди, к которым он обращается, глухи к его монологам. Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. И он, коне чно, прав. Важную мысль высказывает Гончаров: "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого ". В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Идея "свободной жизни" поистине обладает непреходящей ценностью. "Горе от ума" широко пропагандировалось деятелями декабристских организаций, лично переписывавшими и распространявшими рукописи пьесы по всей России. Еще до постановки на сцене 26 января 1831 года и до первой, урезанной, публикации в 1833 году произведение начало осознаваться как общественно-литературное событие, крупнейшее явление в истории русской культуры. Обаяние Чацкого - это обаяние декабризма, сообщества людей, готовых пожертвовать всем, что они имеют, ради благородной идеи свободы и братства.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "Если в литературе сколько нибудь отразился слабо но с родственными чертами тип декабриста. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > "Если в литературе сколько нибудь отразился слабо но с родственными чертами тип декабриста
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему "Если в литературе сколько нибудь отразился слабо но с родственными чертами тип декабриста, Горе от ума