А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
"На всех московских есть особый отпечаток" (старая Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума") - сочинение




Действие комедии разворачивается в доме Фамусова, но на этой площадке представлена вся Москва: и служилые господа со своими чадами и домочадцами, и послушные им чиновники (Молчалин), и военные (Скалозуб), и представители высших кругов общества (князья Тугоуховские и являющиеся в монологах Фамусова Кузьма Петрович и Максим Петрови ч, а в речах Молчалина - Татьяна Юрьевна и Фома Фоми ч), и дворяне-обыватели (Горичи, графини Хрюмины), и завсегдатаи гостиных и разносчики сплетен (Репетилов, Загорецкий), наконец, крепостные слуги. "В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы", - писал И. Гончаров.

Да и сам Чацкий, приезжая в дом Фамусова, прежде всего вспоминает и говорит о Москве, забрасывая Софью вопросами о знакомых. И бежит он не только из дома Фамусова, но из Москвы ("Вон из Москвы!..). В обители Фамусова, как и во всей родной ему Москве, царят ложь, фальшь, произвол, чинопочитание, низкопоклонство. Врагом этого оказывается Чацкий. "Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии "отцов и старших", с другой - один пылкий и отважный боец, "враг исканий", - говорил И. Гончаров. Отметим молодость, пылкость, а иногда и эмоциональную неуравновешенность героя, заставляющую его выходить из себя и произносить монологи, которые перед такими собеседниками в другое время он бы не произнес. По каким вопросам Чацкий дает "бой" своим оппонентам? Он выступает против порабощения людьми себе подобных; против бездушного карьеризма, угодничества и пресмыкательства перед власть имущими ("Служить бы рад, прислуживаться тошно"); против "забвения своего родного, русского, отечественного"; против невежества; против хо45 Александр Cергеевич Грибоедов лодного расчета и меркантильности в любви; за свободу человека, разума и чувства.

Весь сюжетный путь Чацкого - это история столкновения Чацкого с миром Фамусова: от приезда из дальних странствий, разговоров, встреч и споров с Софьей, Фамусовым, Молчалиным и другими, сцен мнимого сумасшествия Чацкого до его отъезда из Москвы. В литературном типе сливаются воедино обобщение и индивидуализация характера. Комедия "Горе от ума" представила галерею литературных типов, в которых отразилась эпоха и которые вышли далеко за рамки этой эпохи.


 
Грибоедов своей комедией как бы предсказал то, что случилось с Чаадаевым спустя двенадцать лет после создания гениальной комедии: объявление его "сумасшедшим". Объявлять талантливых и ярких людей "сумасшедшими" было распространенным приемом того времени. В одном из писем П.А. Вяземского мы находим рассказ Жуковского, который сообщает, что Николай I, узнав об отъезде Пушкина в Москву и о приезде Вяземского в Петербург, сказал: "Один сумасшедший уехал, другой сумасшедший приехал". Человеку со свежими силами, с кипучей энергией, с жаждой деятельности-в той Москве делать было нечего. Чацкому должно было казаться нестерпимым это бездеятельное, глупое самодовольство, в которое оказалась погружена Москва. Такое самодовольство было несомненным признаком отсталости и одряхления. Побежден Чацкий в столкновении с фамусовской Москвой или остался победителем? Вот мнение Гончарова: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". Многие писатели считали комедию Грибоедова бессмертной. Злободневная для первых десятилетий XIX века, она сохранила свое значение и для последующих лет: "Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и "награжденья брать, и весело пожить", пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать... - до тех пор, конечно, будут мель кать... черты Фамусовых, Молчалиных и других..." Так писал Гончаров. По его мнению, Чацкий победитель, "передовой воин, застрельщик и-всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим". Он не состарится никогда, как и вся комедия. В XIX веке Салтыков-Щедрин использовал образ Молчалина в своих сатирах (как издателя газеты "Чего изволите-с?"). О живучести образов грибоедовской комедии в наше время свидетельствуют идущие с неизменным успехом ее постановки на сценах театров. В момент появления комедия Грибоедова была тесно слита со злобой дня. Именно эта открытая публицистичность пьесы принесла ей столь моментальное и массовое признание, сопровождаемое негодующими криками политических оппонентов. Вместе с тем автор "Горя от ума" внимателен к быту. Большая, сложная жизнь постоянно разлагается Грибоедовым на ряды простых, выразительных деталей. Это показывало различные срезы московской жизни: Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! Скользя взглядом от названного персонажа к его ближайшему окружению и далее, писатель снова и снова обращается мыслью к народу, приравненному в "правах" к животным. Так в каждой образной ячейке "Горя от ума" русская жизнь запечатлена весьма конкретно. Чего стоят, например, два соперника Чацкого - "философ" Скалозуб и не смеющий "свое суждение иметь" Молчалин, представляющие собой два фланга московской аракчеевщины. Все это делает комедию "ключом к пониманию целого исторического периода", по чрезвычайно удачному выражению Писарева. Хотя действие пьесы происходит в московском доме Фамусова в течение одних суток, этот день предстает в произведении мгновением эпохи на скрещении "века нынешнего" и "века минувшего", эпохи реакционных превращений. Избранная драматургом коллизия требовала от него жесткого ограничения сценического пространства и времени. Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться "сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна". В комедии Грибоедова мы впервые обнаруживаем не только необычайное внимание к московским нравам, но и принципиальную их оценку с позиции передовых, по существу декабристских идеалов. В повседневных, примелькавшихся московских происшествиях взгляд писателя обнаруживал их эпохальную значимость. Разбросанные по всей комедии точные детали слагались в образ огромной обобщающей силы. Первые реплики Чацкого в адрес фамусовского общества обращены к "внесценическим" лицам, но в заключительном монологе он говорит именно о Москве в обобщенном смысле - о жутком скопище "старух зловещих, стариков" и молодых наследниках их духа. Грибоедов словно поставил под увеличительное стекло московского сановника со всеми ухватками старого барства, военного карьериста и мелкого чиновника, угодничеством и лицемерием пробивающих себе дорогу. Писатель не случайно обращает внимание именно на эти социальные фигуры: они во многом определяют идейнопсихологи ческий климат Москвы того времени. Однако не только московское, но и все русское общество получило в пьесе свое отражение. В глазах каждого скольконибудь образованного и вдумчивого читателя или зрителя комедия Грибоедова имеет трагический фон, связанный с судьбами Радищева, декабристов, Пушкина, Лермонтова, самого Грибоедова и многих других выдающихся деятелей русской культуры.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме "На всех московских есть особый отпечаток" (старая Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > "На всех московских есть особый отпечаток" (старая Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума")
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему "На всех московских есть особый отпечаток" (старая Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума"), Горе от ума