А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума») (вариант 2) - сочинение

Действие комедии разворачивается в доме Фамусова, но на этой площадке представлена вся Москва: и служилые господа со своими чадами и домочадцами, и послушные им чиновники (Молчалин), и военные (Скалозуб), и представители высших кругов общества (князья Тугоуховские и являющиеся в монологах Фамусова Кузьма Петрович и Максим Петрович, а в речах Молчалина — Татьяна Юрьевна и Фома Фомич), и дворянеобыватели (Горичи, графини Хрюмины), и завсегдатаи гостиных и разносчики сплетен (Репетилов, Загорецкий), наконец, крепостные слуги. «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы», — писал И. Гончаров. Да и сам Чацкий, приезжая в дом Фамусова, прежде всего вспоминает и говорит о Москве, забрасывая Софью вопросами о знакомых. И бежит он не только из дома Фамусова, но из Москвы («Вон из Москвы!..»). В обители Фамусова, как и во всей родной ему Москве, царят ложь, фальшь, произвол, чинопочитание, низкопоклонство. Врагом этого оказывается Чацкий. «Образовались два лагеря» или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», — с другой: «один пылкий и отважный боец», «враг исканий», — говорил И. Гончаров. Отметим молодость, пылкость, а иногда и эмоциональную неуравновешенность героя, заставляющую его выходить из себя и произносить монологи, которые перед такими собеседниками в другое время он бы не произнес.

По каким вопросам Чацкий дает «бой» своим оппонентам? Он выступает против порабощения людьми себе подобных; против бездушного карьеризма, угодничества и пресмыкательства перед власть имущими («Служить бы рад, — прислуживаться тошно!»); против «забвения своего родного, русского, отечественного», против невежества; против холодного расчета и меркантильности в любви; за свободу человека, разума и чувства. Весь сюжетный путь Чацкого — это история столкновения Чацкого с миром Фамусова: от приезда из дальних странствий, разговоров, встреч и споров с Софьей, Фамусовым, Молчалиным и другими, сцен мнимого сумасшествия Чацкого до его отъезда из Москвы. В литературном типе сливаются воедино обобщение и индивидуализация характера. Комедия «Горе от ума» представила галерею литературных типов, в которых отразилась эпоха и которые вышли далеко за рамки этой эпохи. Грибоедов своей комедией как бы предсказал то, что случилось с Чаадаевым спустя двенадцать лет после создания гениальной комедии: объявление его «сумасшедшим». Объявлять талантливых и ярких людей «сумасшедшими» было распространенным приемом того времени. В одном из писем П.А. Вяземского мы находим рассказ Жуковского, который сообщает, что Николай I, узнав об отъезде Пушкина в Москву и о приезде Вяземского в Петербург, сказал: «Один сумасшедший уехал, другой сумасшедший приехал». Человеку со свежими силами, с кипучей энергией, с жаждой деятельности, — в той Москве делать u1073 было нечего. Чацкому должно было казаться нестерпимым это бездеятельное, глупое самодовольство, в которое оказалась погружена Москва. Такое самодовольство было несомненным признаком отсталости и одряхления.

Побежден Чацкий в столкновении с фамусовской Москвой или остался победителем? Вот мнение Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей». Многие писатели считали комедию Грибоедова бессмертной. Злободневная для первых десятилетий XIX века, она сохранила свое значение и для последующих лет: «Пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать, и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать... — до тех пор, конечно, будут мелькать... черты Фамусовых, Молчалиных и других...» Так писал Гончаров. По его мнению, Чацкий победитель, «передовой воин, застрельщик и — всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим». Он не состарится никогда, как и вся комедия. В XIX веке Салтыков-Щедрин использовал образ Молчалина в своих сатирах (как издателя газеты «Чего изволите-с?»). О живучести образов грибоедовской комедии в наше время свидетельствуют идущие с неизменным успехом ее постановки на сценах театров. В момент появления комедия Грибоедова была тесно слита со злобой дня. Именно эта открытая публицистичность пьесы принесла ей столь моментальное и массовое признание, сопровождаемое негодующими криками политических оппонентов. Вместе с тем автор «Горя от ума» внимателен к быту. Большая, сложная жизнь постоянно разлагается Грибоедовым на ряды простых, выразительных деталей. Это показывало различные срезы московской жизни:




 
Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! Скользя взглядом от названного персонажа к его ближайшему окружению и далее, писатель снова и снова обращается мыслью к народу, приравненному в «правах» к животным. Так, в каждой образной ячейке «Горя от ума» русская жизнь запечатлена весьма конкретно. Чего стоят, например, два соперника Чацкого — «философ» Скалозуб и не смеющий «свое суждение иметь» Молчалин, представляющие собой два фланга московской аракчеевщины. Все это делает комедию «ключом к пониманию целого исторического периода», по чрезвычайно удачному выражению Писарева. Хотя действие пьесы происходит в московском доме Фамусова в течение одних суток, этот день предстает в произведении мгновением эпохи на скрещении «века нынешнего» и «века минувшего», эпохи реакционных превращений. Избранная драматургом коллизия требовала от него жесткого ограничения сценического пространства и времени. Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться «сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна». В комедии Грибоедова мы впервые обнаруживаем не только необычайное внимание к московским нравам, но и принципиальную их оценку с позиций передовых, по существу, декабристских идеалов. В повседневных, примелькавшихся московских происшествиях взгляд писателя обнаруживал их эпохальную значимость. Разбросанные по всей комедии точные детали слагались в образ огромной обобщающей силы. Первые реплики Чацкого в адрес фамусовского общества обращены к внесценическим лицам, но в заключительном монологе он говорит именно о Москве в обобщенном смысле — о жутком скопище «старух зловещих, стариков» и молодых наследниках их духа. Грибоедов словно поставил под увеличительное стекло московского сановника со всеми ухватками старого барства, военного карьериста и мелкого чиновника, угодничеством и лицемерием пробивающего себе дорогу. Писатель не случайно обращает внимание именно на эти социальные фигуры: они во многом определяют идейно-психологический климат Москвы того времени. Однако не только московское, но и все русское общество получило в пьесе свое отражение. В глазах каждого сколько-нибудь образованного и вдумчивого читателя или зрителя комедия Грибоедова имеет трагический фон, связанный с судьбами Радищева, декабристов, Пушкина, Лермонтова, самого Грибоедова и многих других выдающихся деятелей русской культуры.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума») (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > «На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума») (вариант 2)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему «На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А С Грибоедова «Горе от ума») (вариант 2), Горе от ума