А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главная роль конечно — роль Чацкого без которого не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов (И А Гончаров) - сочинение

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена (1816—1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всякий дышит». Свобода личности, свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни — вот мотив времени и комедии Грибоедова. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый... — прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Еще не вдаваясь в чтение комментариев, мы ощущаем Чацкого как декабриста. Однако Чацкий ведь не показан нам на заседании «секретнейшего союза» — мы видим его в бытовом окружении, в московском барском доме. Несколько фраз в монологах Чацкого, характеризующих его как врага рабства и невежества, конечно, существенны для нашего толкования, но не менее важна его манера держать себя и говорить. Именно по поведению Чацкого в доме Фамусовых, по его отказу от определенного типа бытового поведения:
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, подать платок... —

Oн безошибочно определяется Фамусовым как «опасный человек». Многочисленные документы отражают различные стороны бытового поведения дворянского революционера и позволяют говорить о декабристе не только как о носителе той или иной политической программы, но и как об определенном культурно-историческом и психологическом типе. Стремление Чацкого — служить Отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все гадкое в прошлом, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество. А что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». Грибоедов, желая подчеркнуть пропасть между Чацким и его окружением, завершил монолог героя ремаркой: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и косным большинством. Главенствующим принципом комедийной поэтики и стилистики «Горя от ума» является оппозиция, то есть контраст, противопоставление. Декабристы восприняли себя как первую российскую политическую оппозицию. Так драматургический принцип оппозиции роднит главного героя с декабризмом.




 
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Декабрист не удовлетворяется тем, чтобы про себя, в уме своем отрицательно оценить любое проявление «века минувшего». Он гласно и публично называет вещи своими именами, «гремит» на балу и в обществе, поскольку именно в таком назывании видит освобождение человека и начало преобразования общества. Поэтому прямолинейность, известная наивность, способность попадать в смешные со светской точки зрения положения так же совместимы с поведением декабриста, как и резкость, гордость и даже высокомерие. Но они абсолютно исключают уклончивость, игру оценками, способность «попадать в тон» в духе Молчалина. «Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу», — говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, что не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому — это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», — писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою. Возможно, такого сокрушительного поражения в Москве Чацкий никак не ожидал. В своих высказываниях поначалу он ведь был только искренен, только откровенен. Не возмущался, а лишь недоумевал: почему весь мир меняется, а Москва в косности и заскорузлости своих нравов остается неизменной. Москва удивит Чацкого своей готовностью подняться против него. Чацкий, отсутствовавший в Москве три года, представить себе не мог, как она его примет. Его суждения сразу же покажутся и дикими, и опасными. Да и мог ли рассчитывать Чацкий на одобрение своих взглядов, своих неутешительных выводов из наблюдений той среды, из которой он вышел и в которую вернулся уже другим человеком? Так возникла его конфронтация со всем фамусовским обществом. Чацкому не дано хоть что-нибудь изменить в обществе, в Москве, хоть кого-то образумить. Покоряясь логике противостояния с ними, преследуемый неудачами, он посягает на патриархально-помещичий и чиновничий быт как таковой, отвергает все, что отлилось в его устойчивые формы. Он обличает, он много говорит (еще одна декабристская черта!), а люди, к которым он обращается, глухи к его монологам. Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. И он, конечно, прав. Важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью. «Горе от ума» широко пропагандировалось деятелями декабристских организаций, лично переписывавшими и распространявшими рукописи пьесы по всей России. Еще до постановки на сцене 26 января 1831 года и до первой урезанной публикации в 1833 году произведение начало осознаваться как общественно-литературное событие, крупнейшее явление в истории русской культуры. Обаяние Чацкого — это обаяние декабризма, сообщества людей, готовых пожертвовать всем, что они имеют, ради благородной идеи свободы и братства.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Главная роль конечно — роль Чацкого без которого не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов (И А Гончаров). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Главная роль конечно — роль Чацкого без которого не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов (И А Гончаров)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Главная роль конечно — роль Чацкого без которого не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов (И А Гончаров), Горе от ума