А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Диалог Фамусова с Чацким (анализ явления 2 второго действия комедии А С Грибоедова «Горе от ума») - сочинение



Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в течение довольно длительного времени. Первые упоминания автора о ней относятся к 1817 году, окончательный текст комедии автор читал и давал переписывать друзьям в 1824 году. Это было время бурного развития русской литературы и русской общественной мысли, что отразилось в идейном содержании и тематике произведения. Драматург не ограничился в своей работе изображением любовных отношений главного героя Александра Андреевича Чацкого и Софьи Павловны, дочери богатого московского барина Фамусова, хозяина дома, в котором происходит действие, но и показал противостояние передовой дворянской молодежи старым патриархальным взглядам русского дворянства. Именно эта вторая тема и начинает раскрываться во втором явлении второго действия комедии. В нем происходит завязка социального конфликта пьесы и определяется основное противоречие во взглядах «одинокого, но пылкого и отважного» Чацкого, выражающего взгляды «века нынешнего», и Павла u1040 Афанасьевича Фамусова, главы фамусовского общества, выразителя интересов и взглядов патриархального московского барства, «века минувшего». В этой части комедии на сцене всего два действующих лица, два идейных противника, как выяснится в дальнейшем из их разговора.



 
Из первого действия мы уже знаем, что Чацкий несчастлив в любви: он по-прежнему любит Софью, к ней первой он явился сразу после приезда в родной город, в котором не был несколько лет. Софья же забыла главного героя, она влюблена в секретаря своего отца Алексея Степановича Молчалина и вовсе не в восторге от появления бывшего своего возлюбленного («Вот нехотя с ума свела»). Фамусову не нравится ни тот, ни другой («Тот нищий, этот франт-приятель; Отъявлен мотом, сорванцом»). Отголоски этого недовольства видны в начале второго явления второго действия, когда Фамусов пытается выяснить намерения Чацкого по отношению к Софье: «Скажи, тебе понравилась она? Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» Чацкий не собирается скрывать своих чувств и прямо спрашивает Павла Афанасьевича о его отношении к женитьбе: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» До сих пор оба героя разговаривали и действовали в рамках первого, любовного конфликта, иллюстрируя хорошо известные проблемы и недоразумения, которые могут возникнуть между женихом и отцом невесты. Но с ответа Фамусова: «Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи», — начинает стремительно развиваться вторая, социальная тема, которая сделает Фамусова и Чацкого идейными противниками. Фамусов свою жизнь и жизнь московских родственников и знакомых считает образцовой, он хотел бы зятя «с звездами и чинами». К Чацкому, который является сыном его покойного друга, он в начале этого явления относится неплохо, как к умному, одаренному, но без «царя в голове» молодому человеку. Он знал его мальчишкой, полагает, что его просто надо по-отечески пожурить и наставить на путь истинный, и тогда можно будет подумать и о женитьбе, хотя этот вариант не так хорош, как идея получить в зятья Скалозуба, но все же лучше, чем безродный, нищий Молчалин. Поэтому Павел Афанасьевич и произносит свой монолог, начинающийся словами: «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя...» Этот монолог отражает в полной мере его взгляды: для него по-прежнему образцом для подражания является «золотой» век правления Екатерины Второй, образцом поведения при дворе и на службе — его дядя Максим Петрович, который, несмотря на «сурьезный взгляд, надменный нрав», «когда же надо подслужиться... сгибался вперегиб» (история с падением «на куртаге» излагается подробно, с удовольствием, как пример для подражания современным невоспитанным и не умеющим себя вести мальчишкам, каковым Фамусов считает Чацкого). Но в ответной реплике Чацкого Фамусов с ужасом слышит отголоски неуважения не только к дяде Максиму Петровичу, но и ко всей системе придворной лести и чинопочитания, которая отвергается Чацким полностью. Оказывается, у него не только нет трепета по отношению к образцовому во всех отношениях (с точки зрения Фамусова) поведению Максима Петровича. Этот юноша замахнулся на всю систему нравственных ценностей, которая так дорога и так восхищает его опытного и пожилого собеседника («Прямой был век покорности и страха, Все под личиною усердия к царю»). Последние слова реплики Чацкого вообще являются для Фамусова полной неожиданностью, «громом среди ясного неба»: «Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде; Недаром жалуют так скупо государи». А.С. Грибоедову надо передать степень потрясения и негодования Фамусова, который хотел научить уму-разуму знакомого молодого человека, а вместо этого сам получил гневную нравоучительную отповедь. Для этого драматург оригинально использует хорошо известный комический прием под названием «разговор глухих». Этот комический прием предполагает, что далее собеседники будут говорить, не слушая друг друга, как бы порознь, увлеченные каждый своей мыслью, не слыша u1089 слов собеседника и не реагируя на них. Так что в конце этого явления мы видим уже не диалог Фамусова и Чацкого, а монолог каждого из героев, прерываемый репликой из монолога собеседника. Разгневанный Чацкий продолжает говорить о наболевшем, о том, что он так афористично выразил словами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — о нравственных принципах жизни светского общества, о правоте тех, кто эти принципы отверг и «Кто путешествует, в деревне кто живет...», подразумевая и себя в их числе. Надо отдать ему должное, он опомнился намного раньше, чем его собеседник, он снисходительно предлагает Фамусову мирный выход из создавшегося положения, понимая, что слишком увлекся: «Ваш век бранил я беспощадно, Предоставляю вам во власть: Откиньте часть, Хоть нашим временам в придачу». Фамусов же до конца действия так и не может прийти в себя от удивления и негодования. Он не слышит более ни одного слова из того, что говорит его собеседник после того, как сам воскликнул в крайнем удивлении: «Ах! боже мой! он карбонари!» Его удивление можно понять: молодой человек из хорошей московской семьи оказывается опасным субъектом, который «вольность хочет проповедать». Отношение к этому намерению Чацкого у Фамусова крайне негативное. С его точки зрения, Чацкому, который «властей не признает», следует «строжайше запретить... на выстрел подъезжать к столицам». Первоначальное отеческое отношение Фамусова к герою резко меняется: «И знать вас не хочу, разврата не терплю». Он так разгневан, что не слышит, как Чацкий перестал бранить старые порядки, пытается примириться с отцом своей возлюбленной («Длить споры не мое желанье»). Опомнится Павел Афанасьевич только в третьем явлении, когда войдет слуга с докладом о приезде Скалозуба. Таким интересным приемом акцентирует драматург внимание зрителя на конфликте, который в его эпоху только зарождался в русском обществе. Именно это явление второго действия является завязкой и определит дальнейшее развитие социального противоречия в пьесе, благодаря сказанному здесь нам станут понятнее позиции «века нынешнего» и «века минувшего». Слова Фамусова в четвертом действии комедии, что Чацкий безумен, потому что назовет подлецом любого, кто из почтения «согнется кольцом хоть пред монаршиим лицом», показывают, какое неизгладимое впечатления произвели на Павла Афанасьевича откровения главного героя, как он уязвлен ими. Таково значение небольшого по объему и количеству задействованных в нем действующих лиц второго явления второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Диалог Фамусова с Чацким (анализ явления 2 второго действия комедии А С Грибоедова «Горе от ума»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Диалог Фамусова с Чацким (анализ явления 2 второго действия комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Диалог Фамусова с Чацким (анализ явления 2 второго действия комедии А С Грибоедова «Горе от ума»), Горе от ума