А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова "Горе от ума" (2) - сочинение

Завороженные схваткой Чацкого с "фамусовским обществом ", мы часто забываем, что "Горе от ума" - комедия, причем комедия, писавшаяся для театра, человеком, хорошо знавшим театр и писавшим ранее для него, а значит, в ней должна быть какая-то интрига. Интрига Софьи против Чацкого достаточно понятна - однако и Чацкий ведет свою интригу против Софьи. Комедийный конфликт основан на попытке Чацкого выяснить, кого любит Софья, и попытке Софьи противостоять его усилиям. Поскольку зрителю все известно заранее, он может не обращать внимания на действия Чацкого и сосредоточиться на его монологах. И все же само движение комедии без этих действий было бы невозможно.
В "Горе от ума" мы видим типичных для классицистической комедии персонажей: ослепленного любовью героя (Чацкий), его соперника - хладнокровного карьериста (Молчалин), героиню - предмет их страсти (Софья), наконец, персонажей второго ряда, каждый из которых воплощает общественные и человеческие пороки. В соответствии с традициями классицизма, герои наделены говорящими фамилиями: Чацкий - пребывающий в любовном чаду (в первой редакции его фамилия была еще более красноречивой - Чадский), Фамусов - всем известный, знаменитый, Молчалин-хладнокровно молчащий, Репетилов- повторяющий чужие мысли и не имеющий своих, полковник Скалозуб - живущий солдафонскими шутками ("Шутить и он горазд, / Ведь нынче кто не шутит?" - говорит о нем Лиза) - очевидная фамилия... Персонажи второго плана, как и полагается в классицизме, одномерны, их можно назвать героями одной идеи. Вовремя повторять чужие мысли-это единственное, что умеет делать Репетилов. Молчалин - расчетливый и хитрый секретарь Фамусова-слуга по рождению: он всегда оказывается рядом в нужный момент, умело вызывает к себе сострадание влюбившейся в него господской дочери, одновременно домогаясь расположения служанки Лизы. Синонимы молчалинского ума - умеренность во взглядах и аккуратность в делах. Но Молчалин двуличен: умело играет на чувствах Софьи, а сам при этом волочится за ее горничной Лизой.
Л
иза - а образ слуги или горничной в русской литературе всегда очень значим - говорит ему: "Скажите лучше, почему / Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?" Лет через тридцать-сорок Молчалин "достигнет степеней известных ". В пьесе же ему не повезло: и Чацкий, и Софья услышали его куда более откровенные признания Лизе: Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

 
Собаке дворника, чтоб ласкова была. И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека... Это признание приводит в бешенство Софью. Она не желает слушать никаких объяснений: "Ни слова, ради бога, / Молчите, я на все решусь". С этими словами отныне решена и участь самого Молчалина... Но от некоторых существенных традиций классицизма Грибоедов демонстративно отказывается: в комедии нет единства интриги, пьеса состоит из четырех действий, а не из пяти. В отличие от классицистических комедий, "Горе от ума" держится на сценических интригах: социально-полити ческой, мировоззренческой и любовной. Вспомним развитие сюжета. В первом действии Фамусов подозревает дочь в том, что она влюблена в кого-то, вероятно в Молчалина. Софье удается рассказом о своем сне запутать отца и бросить подозрение также и на Чацкого. Чацкий, влюбленный в Софью, не находит взаимности. Второе действие начинается с попытки Чацкого разведать у Фамусова причины недоброжелательности Софьи. Тот встречает не самые тонкие действия Чацкого вопросом о том, не хочет ли Чацкий жениться на Софье, после чего разворачивается знаменитый спор о том, как следует служить. Внезапное появление полковника Скалозуба, которого Фамусов, очевидно, хочет видеть мужем дочери, заставляет Чацкого заподозрить, что она полюбила другого. Он хочет узнать, кого именно, и ему вскоре предоставляется такая возможность: сцена с падением Молчалина, вызвавшим обморок Софьи, позволяет предположить, что она неравнодушна к Молчалину, однако ее дальнейшее поведение дает основание думать, что ей небезразличен Скалозуб. Чацкий уходит, а Молчалин высказывает Софье опасение, что об их связи узнают; Софья видит главную опасность в Чацком. В третьем действии Чацкий продолжает свое расследование. Теперь он пытается получить сведения от самой Софьи. Начав с насмешек над Молчалиным и вновь поспорив из-за этого с Софьей, он решает "притвориться" и признать за ним "ум бойкий, гений смелый", чтобы выяснить чувства к нему Софьи и в скрытой форме признаться в своих чувствах. Софья пытается защитить любимого ею человека от насмешек и в конце концов сознается, что любит Молчалина. Чацкий в нерешительности. Появляется Молчалин, Чацкий пытается разобраться, чем тот мог пленить Софью, и в результате решает: "С такими чувствами! с такой душою / Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!" Между тем собираются гости; Чацкий своим громким смехом вызывает неудовольствие старухи Хлестовой, но Молчалин увлекает ее в другую комнату. Чацкий "хочет похвалить " Молчалина в присутствии Софьи, но та прерывает его, ожидая новой колкости, которую тут же и получает: Чацкий фактически обвиняет ее в том, что она солгала ему, сказав о своей любви к Молчалину. Чацкий уходит, а Софья в сердцах бросает проходившему мимо гостю, что Чацкий "не в своем уме". Гость понимает это так, что Чацкий сошел с ума, и Софья, не ожидавшая такого поворота, решает отомстить Чацкому за неуместные шутки и поддерживает эту версию. Начинает свою работу "мельница сплетен", и вскоре все уже знают о сумасшествии Чацкого. Эту новость невольно подтверждает и сам Чацкий, который разражается длинным монологом по незначительному поводу и даже не замечает, слушает ли его кто-нибудь. В начале четвертого действия гости разъезжаются. Хочет уехать и Чацкий, разочарованный и опустошенный, однако его кучера не могут найти. Пока он ждет, появляется Репетилов, своей болтовней усугубляющий усталость и злость Чацкого, поэтому при первой же возможности Чацкий скрывается от Репетилова, устремившегося к Скалозубу, в швейцарскую. Оттуда он подслушивает разговор Репетилова с гостями, из которого узнает о том, что все считают его помешанным. Досадуя на сплетников, он думает и о Софье, но считает ее равнодушной ко всем. Внезапно он слышит, как Софья зовет Молчалина, и решает узнать все до конца. Чацкий и Софья подслушивают разговор Лизы с флиртующим с ней Молчалиным, из которого один узнает о подлинном избраннике Софьи, а другая - о том, что Чацкий был прав в своей оценке Молчалина. Софья не выдерживает и заявляет Молчалину, что между ними все кончено; единственным утешением для нее служит то, что никто не узнает об их связи: "Нет укоряющих свидетелей в глазах". Но в свою очередь Чацкий тоже не выдерживает и упрекает Софью в том, что та предпочла ему подлеца. Молчалин меж тем скрывается, а вбежавший Фамусов застает дочь наедине с Чацким и выражает свое удивление тем, что Софья, распустившая слух о безумии Чацкого, одновременно встречается с ним. Фамусов видит в этом заговор: он считает, что разгадал замысел Софьи, не желающей выполнять волю отца. Что же касается самой Софьи, то она представляет собой весьма интересный образчик действия карамзинской про43 Александр Cергеевич Грибоедов граммы воспитания барышень. Она умна и обладает сильным характером; однако ее идеал мужчины вполне сентименталистский: "...Уступчив, скромен, тих, / В лице ни тени беспокойства / И на душе проступков никаких, / Чужих и вкривь и вкось не рубит..." Этот идеал, разумеется, выгоден для женщин, берущих при таком муже власть в доме в свои руки, что Грибоедов подчеркивает введением дополнительных персонажей, супругов Горичей. Таким образом, "Горе от ума" - ружье, направленное и против сентиментализма, порождающего мужчин-подкаблу чников и бабье царство, и против классицизма, удовлетворявшего отцов, но надоевшего сыновьям. При этом Грибоедов следует формам классической комедии в силу логики двойного противостояния: чтобы вступить в конфликт с кемто, надо заговорить на понятном ему языке. Сентименталистам адресована опознаваемая фигура Молчалина, а классицистам - форма комедии. В комедии Грибоедова много посвоему умных людей: Фамусов, Софья, Молчалин, Хлестова. Каждый из них использует свой ум так, чтобы он принес ему наибольшую выгоду. И только Чацкий превратил использование своего ума в чистое искусство, искусство для искусства: это так безопасно - не знать поражений благодаря тому, что никогда не рискуешь. Его можно уважать за бескорыстие и принципиальность - но не правильнее ли видеть в этом страх? Страх, заглушаемый бесконечными монологами о том, как надо жить, и все же не дающий сделать хоть что-то, чтобы жизнь изменилась. Комедия "Горе от ума" прочно вошла в русскую литературу, в репертуар русского театра. Из многочисленных отзывов о пьесе приведем только один. Замечательный поэт и критик Владислав Ходасевич писал: "Россия останется вечно признательной Грибоедову. Мы вечно будем перечитывать "Горе от ума" - этот истинный "подвиг честного человека", гражданский подвиг, мужественный и своевременный. Мы всегда станем искать в комедии Грибоедова живых и правдивых свидетельств о временах минувших".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова "Горе от ума" (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова "Горе от ума" (2)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова "Горе от ума" (2), Горе от ума