А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2) - сочинение



Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась автором в течение 8 лет (1816—1824 гг.). Это был период, когда русская литература бурно и активно развивалась, постепенно от классицизма она переходила к сентиментализму, романтизму, реализму. Происходящие изменения отразились и в художественных особенностях «Горя от ума», так как, выбрав традиционный жанр комедии для своего произведения, А.С. Грибоедов существенно видоизменяет его. Комедия — один из драматических жанров. Драма, как один из родов литературы, сама по себе имеет довольно u1079 значительное количество ограничений (ограничения в объеме, количестве действующих лиц, ремарках автора). Первоначально в драматическом роде было всего два жанра: трагедия (пьеса с несчастливым концом, заканчивающаяся смертью одного или нескольких героев) и комедия (пьеса со счастливым концом). Она предполагает наличие в основе сюжета комического, то есть вызывающего смех, противоречия, конфликта между персонажами, их взглядами и действиями. При этом у автора есть положительный идеал поведения человека, на который он ориентируется, и те персонажи, которых он высмеивает и осуждает. От столкновения их мировоззрения и идеалов и возникает комический эффект. Классическая комедия, хоть и считалась низким жанром, была предназначена для исправления нравов, должна была содержать один главный конфликт и пять действий. В четырех из них конфликт развивается, в пятом — получает разрешение. В развязке добродетель торжествует, а порок наказан.

А.С. Грибоедову удается блестяще высмеять русское патриархальное барство, представителями которого являются все действующие лица комедии, за исключением А.А. Чацкого. Драматург стремится воссоздать реальную картину быта, нравов, жизни барской Москвы первой четверти XIX века, нарисовать типические характеры московского дворянского общества (Фамусов, Молчалин, Хлестова, Скалозуб, Репетилов, Загорецкий). Они обладают целым рядом комических черт. Комичен Скалозуб, рассуждающий о красотах Москвы («По моему сужденью, Пожар способствовал ей много к украшенью»), Фамусов, говорящий о достоинствах москвичей и москвичек («С головы до пяток На всех московских есть особый отпечаток»). Комичен отзыв Хлестовой о графине-внучке Хрюминой: «Зла, в девках целый век», смешны вопросы Чацкого о Москве и москвичах («Господствует еще смешенье языков французского с нижегородским?»)... В пьесе «Горе от ума» применяются классические комические приемы, вызывающие смех зрителей. Это «говорящие» фамилии персонажей, они рассказывают нам о характере этих героев еще до их появления на сцене. Молчалин, по определению Чацкого, «на цыпочках и не богат словами». Скалозуб любит солдафонские шутки (на вопрос о родстве с Настасьей Николаевной он отвечает: «Виноват-с, мы с нею вместе не служили»). Горич горюет о том, что женился и «попал под каблук» жены. В комедии есть персонаж по фамилии Репетилов, который представляет так называемое «кривое зеркало» главного героя, повторяя его мысли и идеи, но механически, не думая об их смысле, как попугаи повторяют человеческие слова. Есть и комический прием, который называется «разговор глухих», когда два героя (Фамусов и Чацкий), увлеченные каждый своей мыслью, развивают и продолжают ее, не слушая друг друга. Много в комедии реплик в сторону или вполголоса, которых не слышат другие действующие лица, но слышат зрители (Софья говорит о Чацком: «Не человек,змея!»). Но при этом автор отступает от канонов построения классического жанра комедии уже в определении главного противоречия своего произведения. Публика того времени привыкла, что центральным противоречием комического произведения является конфликт любовный. Он есть и у А.С. Грибоедова. Но вопреки традиционному для комедии легкому и непринужденному описанию интриг и смешных положений, в которые попадают герои, любовный конфликт грибоедовской пьесы оказывается не очень-то смешон, а главное, неразрешим. Софья не любит Чацкого, а предпочитает ему Молчалина. Но героиня не должна любить недостойного человека, а тем более возводить напраслину на положительного героя произведения (слух о сумасшествии Чацкого порождает Софья). Фамусов же никогда не даст своего согласия на брак дочери с Молчалиным, хотя она и пытается найти способ и узнать мнение отца о такой возможности (придумывает сон в начале комедии, который она якобы видела). А самое главное, герой-любовник Молчалин, оказывается, вовсе не собирается жениться на влюбленной в него Софье («без свадьбы время проволочим»), любит ее «по должности» секретаря ее отца, а симпатизирует на самом деле Лизе, служанке влюбленной госпожи. В результате любовный конфликт выглядит совсем не смешным, а даже грустным, если принять во внимание тот «мильон терзаний», который переживает Чацкий, узнав, что любимая девушка его не любит и даже предает. Свой «мильон терзаний» и у Софьи, которая становится свидетельницей унизительных для нее признаний Молчалина. Совсем не традиционное, зато реалистическое изображение любовного комического конфликта рисует нам А.С. Грибоедов, расширяя тем самым границы комедии как жанра. Но как первым отметил И.А. Гончаров, любовный конфликт не главный в комедии. Он только осложняет, углубляет основной, которым является противоречие социальное, вещь небывалая в комедийных произведениях того времени. Драматург сознательно идет на такое нововведение, и в комедии появляется второй конфликт между консервативным московским дворянством и радикальным прогрессивным представителем дворянской молодежи Чацким. Этот конфликт также выглядит совсем не традиционно и совсем не так смешно, как должно быть в комедии. Это скорее грустно, когда один-единственный прогрессивно мыслящий человек должен обороняться против всех остальных героев комедии, пытаясь привнести в их жизнь хоть капельку здравого смысла, совести, новых идей. Монологи Чацкого, в которых отражается прогрессивное мировоззрение передовых дворян первой четверти девятнадцатого века, скорее должны принадлежать трагическому герою, нежели главному герою комедии. Это также, без сомнения, является жанровым своеобразием пьесы, созданной А.С. Грибоедовым.


 
Комедия «Горе от ума» отличается от всех прочих произведений этого жанра еще и тем, что в ней нет счастливого конца. Комедия традиционно должна была заканчиваться торжеством добродетели или свадьбой. Ничего подобного в пьесе А.С. Грибоедова не происходит. Вернее, в пьесе вообще нет развязки, драматург прибегает к так называемому приему «открытого» сюжета. После сцены разоблачения Молчалина сразу же следует появление Фамусова, от которого Чацкий узнает, что сумасшедшим его ославила Софья. Чацкий произносит свой последний монолог, клянется больше не появляться в Москве и уезжает, оставляя дочь и отца, размышляющего, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Какая уж тут свадьба или торжество добродетели! Это скорее формальное поражение положительного героя, который еще долго в рассказах московских кумушек будет фигурировать, как «безумный Чацкий». Да и Софье не позавидуешь! В одночасье лишиться двух женихов (Молчалина и Чацкого), остаться одной с перспективой быть выданной заботливым папенькой замуж за Скалозуба или быть отправленной «к тетке, в глушь, в Саратов». Хотя у нас и не остается ощущения, что главный герой раздавлен и погиб или (что еще хуже) отказался от своих убеждений и в угоду Софье начнет делать карьеру и прислуживаться, веселым такой итог назвать трудно. Совсем не традиционно завершает произведение автор комедии. Все эти особенности, которые вносит в классический жанр комедии драматург А.С. Грибоедов, не только сделают его собственную комедию шедевром, «отличающимся какой-то живостью и моложавостью», но и дадут толчок к более свободному и оригинальному пониманию границ драматических жанров. В дальнейшем это приведет к появлению оригинального и нетрадиционного жанрового своеобразия русской драматургии, проявившегося в комедиях Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова. Не только Чацкий, но и А.С. Грибоедов «начинает новый век».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова «Горе от ума» (вариант 2), Горе от ума