А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Жанровое своеобразие пьесы А С Грибоедова«Горе от ума» - сочинение

В начале XIX века перед комедиографом ставилась задача осмеяния пороков того или иного лица, а также развлечение публики. Но в своей необычной комедии Грибоедов преследовал совсем иные цели. Автор в пьесе затрагивает весьма болезненную тему - трагического одиночества умного человека. Почему же для анализа столь серьезной проблемы Грибоедов выбирает жанр комедии? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как проявилось в пьесе новаторство Грибоедова-комедиографа, какую разновидность жанра представляет собой "Горе от ума".
Возможности, предоставляемые ранее разработанными формами комедии, не устраивали Грибоедова. Драматург значительно нарушает строгие каноны классических пьес. Прежде всего, нарушаются обязательные принципы единства места, единства времени и единства действия. Согласно правилам действие должно было строиться на одном конфликте, причем в развязке - непременно наказание порока и торжество добродетели. Но, изначально завязавшись как любовный, конфликт обостряется социальными противоречиями, и две сюжетные линии начинают развиваться независимо. Причем первая из них получает развязку в пьесе - Чацкий получает отставку у Софьи, а развязка общественного конфликта вынесена за рамки произведения - герой покидает место действия, и все персонажи остаются при своем мнении. В необычности такого финала проявился реализм автора, считавшего, что не всегда порок удается наказать.
Новаторство Грибоедова проявилось и в построении системы персонажей. Автор отказывается от строгого деления персонажей на положительных и отрицательных, соблюдает реалистический подход к созданию образов, он, по его собственному определению, стремится к созданию не "карикатур", а "портретов". Хотя авторское отношение к персонажам легко определяется, но даже "нелюбимые" герои наделены симпатичными человеческими качествами: Фамусов - любящий отец, Молчалин - талантлив в делах, Софья - горда и независима.
Основным средством создания комического эффекта в пьесе являются забавные несоответствия. "Горе от ума" - комедия сатирическая, так как основные несоответствия обусловлены социально. В комедии ярко противопоставляется "внешнее" и "внутреннее", выявляются несоответствия мыслей и поведения героев.
Так, например, Молчалин, безусловно, циник, но внешне он угодлив и обходителен, готов услужить не только Хлестовой, но и ее собаке:
Ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!
Характеры персонажей не соответствуют их высокому общественному положению и тому уважению, которого они требуют к себе, и которое им оказывает общество. Скалозуб безо всякого стеснения говорит:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:


 
Мне только бы досталось в генералы. Фамусов является управляющим в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно: Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Мораль фамусовского общества - "Грех не беда, молва нехороша" - противоречит общечеловеческим понятиям. Комические несоответствия можно выделить и в образе Чацкого. Одним из главных является несоответствие ума и поведения героя. Несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую попадает герой в конце третьего действия, состоит в том, что, когда он произносит свою пылкую речь, то его никто не слушает: "старики разошлись к карточным столам", а он. упорно продолжает "метать бисер перед свиньями". Комический эффект достигается и наличием нескольких любовных линий в сюжете: Чацкий стремится добиться расположения Софьи, которая вздыхает по Молчалину, признающемуся в любви Лизе; предметом мечтания служанки является буфетчик Петруша. Любовный пыл персонажей и пафос признаний при таком положении дел явно вызывают у автора иронию. Автором использован стиль разговорной, живой речи. Язык Грибоедова реалистичен, является средством как индивидуализации, так и типизации персонажей. Комические обстоятельства, в которые попадает трагический герой Грибоедова, устойчивые несоответствия, постоянный контраст между смешным и драматическим помогают автору наиболее полно выразить основную идею произведения. Героя окружает глухая стена непонимания. Социально-политический пафос преобладает над любовным, что позволяет уточнить: "Горе от ума" - социально-политическая трагикомедия, или, по определению Н.В. Гоголя, "общественная комедия".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Жанровое своеобразие пьесы А С Грибоедова«Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Жанровое своеобразие пьесы А С Грибоедова«Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Жанровое своеобразие пьесы А С Грибоедова«Горе от ума», Горе от ума