А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
За что и против чего борется Чацкий (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума») - сочинение



А.С. Грибоедов закончил комедию «Горе от ума» в 1824 году, за год до восстания декабристов. В это время передовая часть российской дворянской интеллигенции под влиянием идей великих французских просветителей, событий Отечественной войны 1812 года, книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», а главное, под влиянием «гнусной российской действительности» начинает ощущать недовольство социальным устройством русской жизни. Создаются тайные общества, целью деятельности которых является отмена крепостного права и ограничение абсолютной монархии.

Именно эти идеи и мысли прогрессивной русской интеллигенции первой трети XIX века отразил в своей комедии Александр Сергеевич Грибоедов. Не случайно главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий многими современниками был воспринят как декабрист. Чацкий, сын покойного друга московского барина Фамусова, воспитывался в доме Фамусовых вместе с дочерью хозяина Софьей, которую полюбил. Он много странствовал и много видел. Служил в Петербурге, занимался литературной деятельностью («и славно пишет, переводит»), путешествовал по Европе, был на кислых водах, служил в армии и, наконец, возвратился домой. Таким образом, он прошел тот же путь, что привел декабристов к их убеждениям. Своей главной задачей декабристы считали обличение крепостничества и уничтожение крепостного u1087 права, которое оскорбляло русский народ, ложилось тяжелым бременем на его плечи. Чацкий с негодованием говорит об этом русском подобии рабства. Он испытывает отвращение к знатным людям, которые на крови и слезах простых крестьян создают свое благополучие и при этом не считают их людьми. Один из них, «Нестор негодяев знатных», на своих верных слуг, «спасавших не раз жизнь и честь его», выменял борзых собак, а другой — крепостных актеров балета распродал поодиночке. Фамусов в комедии по-отечески журит Чацкого за то, что он «именьем ... управляет оплошно», то есть не притесняет своих крепостных.




 
Чацкого возмущает такое отношение людей высшего общества к простому народу. Он любит свой народ, называет его «умным и бодрым», верит в его светлое будущее. Это проявляется и в его отношении к русскому языку. Герой в совершенстве владеет своим родным языком. Каждому, кого он вспоминает, возвратясь в Москву, он дает яркую, меткую, сочную характеристику. Чацкий протестует против засилья французского языка в России. Во время своей первой встречи с Софьей он спрашивает: «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским?» Его повергает в негодование разговор на балу с «французиком из Бордо», который утверждает, что он не встретил в Москве «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий хотел бы, «Чтоб умный, бодрый наш народ, Хотя по языку, нас не считал за немцев». Чацкий, как и декабристы, считает службу своим гражданским долгом, своей обязанностью. Он убежден в том, что служить надо развитию и просвещению России, «делу, а не лицам». Поэтому так трудно ему в фамусовском обществе найти службу по душе. Служба для чиновников старого века — это источник славы, денег, чинов, наград, всяческих благ, а отнюдь не бескорыстное служение интересам государства. Фамусов так и говорит о своей службе: «Обычай мой такой: подписано — так с плеч долой!» Люди «века минувшего» исповедуют рабскую мораль и низкие нравственные принципы. Для них мнение княгини Марьи Алексевны ценится выше своего собственного, глупый, но богатый человек считается лучше умного. Чацкий решительно борется против такой ханжеской морали. Он представитель «века нынешнего», века прогрессивного. Искренне не понимает он Молчалина, когда тот начинает раскрывать перед ним свои убеждения, и спрашивает его: «Зачем же мнения чужие только святы?» Главный герой комедии А.С. Грибоедова так же, как и окружающие его люди, воспитывался иностранными гувернерами и учителями. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их, по мнению Чацкого, чуждыми своему народу. Он с презрением отзывается об этой манере воспитания московских бар: «Как с ранних лет привыкли мы, что нам без немцев нет спасенья». С уважением же он отзывается о тех, «Кто путешествует, В деревне кто живет... Кто служит делу, а не лицам». Таковы основные черты личности Чацкого как представителя передовой дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Основной конфликт комедии — это борьба идей Чацкого и дворян фамусовского общества. Главный герой разоблачает несправедливость, косность, невежество представителей «века минувшего», черпающих свои сужденья «из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма», людей, идеалом для которых является жизнь Максима Петровича — лживого и услужливого царедворца эпохи Екатерины Второй. За это люди старого мира платят ему черной ненавистью и, чтобы избавиться от него, прибегают к испытанному средству — клевете. На балу Чацкого объявляют сумасшедшим. Таким образом оклеветали не одного героя Грибоедова. Об этом читателю напоминает Загорецкий, рассказывая историю человека, которого «в безумные упрятал дядя-плут, Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Действительно, Чацкий один в комедии, но у него есть единомышленники среди внесценических персонажей, которые не принимают участия в действии комедии, а просто упоминаются действующими лицами. Например, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской («он химик, он ботаник»), князь Григорий, двоюродный брат Скалозуба, о котором тот рассказывает: «Чин следовал ему — Он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Конфликт Чацкого с отжившим свой век старым миром усложняется тем, что девушка, которую он любит, — истинная дочь своего отца. Чацкий видит, как искалечило Софью фамусовское общество, как мало осталось в ней от той, которую он любил. Значение образа Чацкого для передовых умов 20-х годов XIX века трудно переоценить. Декабристы ссылались на «Горе от ума» как на источник своего вольномыслия. Люди видели в Чацком прогрессивного человека новой России. А.И. Герцен писал, что Чацкий шел прямой дорогой на каторгу. И.А. Гончаров, оценивая роль этого героя, отмечал: «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Чацкий — декабрист, борец за дело, за идею, за правду; это прямой предшественник демократических героев передовой русской литературы XIX века.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме За что и против чего борется Чацкий (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > За что и против чего борется Чацкий (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»)
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему За что и против чего борется Чацкий (по комедии А С Грибоедова «Горе от ума»), Горе от ума