А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума» - сочинение


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после
Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В
комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о
государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о
рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему
национальному, народному. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,
крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого
и провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт
между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком
минувшим».

Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии
получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он
типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами,
ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.

Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику
дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом
этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет»,
«на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество,
восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо
подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до
степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские,
Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».

Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,
несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это выразитель
передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая
программа: он разоблачает крепостничество и его порождения:
бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он
дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего
житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его
протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца,
которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:

Сужденья черпают
из забытых газет
Времен Очаковских
и покоренья Крыма...

за страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая
себя от ответственности круговой порукой и подкупом:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты!
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за
бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев
знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз
спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал
на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были
все «распроданы поодиночке». В фамусовском обществе внешняя форма как
показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения
делу, наукам и искусствам:

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету...

Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество,
достигаются холопством, раболепием перед вышестоящими и хамской спесью
перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая
людей чувства собственного достоинства.



 
В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух, которым дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи, обмана, «покорности и страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся идеалы «прошедшего житья», и поэтому оно боится всего нового, прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи. Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли к возражениям и критике, они не хотят никаких перемен. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи: Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле? Не то чтобы в науке далеки, В России под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом. А Фамусов высказывает мысль: Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим», угождение начальству: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Для Фамусова же служба — дело легкое: А у меня что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Противоречиями во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим» пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его окружением, тем большая разделяет их пропасть. Чацкий резко отзывается об этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем», «якобинцем», «карбонарием». Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Но перед тем как навсегда уйти, Чацкий в гневе говорит фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет... Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи...» Драма Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на что не может. . А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Какие конфликты переплетены в комедии «Горе от ума», Горе от ума