А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Консультация О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума» - сочинение

Вы начали читать художественное произведение (комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума») и сразу же многочисленные, пока еще незнакомые персонажи обступают вас. Этот мир известен нам лишь по книгам, рассказам старых людей, кинофильмам. Как ближе познакомиться с героями художественного произведения? Как понять и оценить их мысли, чувства, поступки? Как не упустить важные, существенные детали?.. Уже говорилось: необходимо неспешное, углубленное чтение-размышление. Нужна и запись: комментирование сюжетных положений, действий, поступков, высказываний персонажей. Пример такого комментирования - в главе «Читаем первое действие» (комедии «Горе от ума»), где осуществлена запись так называемого целевого наблюдения - последовательного знакомства с действующими лицами комедии (разумеется, в их связях друг с другом).

В первой рекомендации указывалось также, что есть и другая форма записи углубленного чтения - общее наблюдение, т. е. комментирование по ходу развития действия, по сценам. Пример - в продолжении чтения комедии: ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

    * Перед нами Москва, какой ее видит и любит Фамусов:
    * К Прасковье Федоровне в дом
    * Во вторник зван я на форели.
    * Куда как чуден создан свет!
    * Пофилософствуй - ум вскружится;
    * То бережешься, то обед:
    * Ешь три часа, а в три дни не сварится!
    * Отметь-ка, в тот же день…
    * Нет, нет, В четверг я зван на погребенье
    * Покойник был почтенный камергер,
    * С ключом, и сыну ключ умел доставить;
    * Богат, и на богатой был женат;
    * Переженил детей, внучат
    * Скончался; все о нём прискорбно поминают…

«Московские тузы» вызывают у Фамусова восторг и умиление. Чацкий явился в дом Фамусова ради Софьи и потому никого не собирался «разоблачать» и «выступать» с обличительными монологами. Ему просто хочется понять причину холодности Софьи. Но сам факт появления «вольнодумца», который иначе смотрит на Москву и ее «столпов», ставит его в положение политического противника Фамусова и его окружения.

Явление 2. Чацкий высказывает предположение о сватовстве, а Фамусов тут же предъявляет ему три требования: во-первых, не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-ка послужи. Чацкий ведет себя сдержанно. Оставляя без внимания первые два требования, он отвечает лишь на третье: Служить бы рад, прислуживаться тошно,-

на что Фамусов раздражается длиннейшим нравоучительным монологом «Вот то-то, все вы гордецы!». Сколько убежденности, чувства превосходства перед «нынешними» в этих словах!

Ответный монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть» выдержан в чуть насмешливых интонациях и вполне вежливых выражениях. Но Фамусов уже раздражен: даже в этой спокойной иронии он усмотрел в Чацком «карбонария», «опасного человека», который «властей не признает» и «вольность хочет проповедать»! Откуда такое раздражение? Фамусов имеет в виду не одного Чацкого, но многих других - таких, как Чацкий. Иными словами, Чацкий разговаривает с Фамусовым как с отцом Софьи, а Фамусов отвечает как охранитель общественного порядка.

Явление. 3-6. Приход Скалозуба приносит временное перемирие. В начале сцены Чацкий молчит, слушает (мысли его заняты Софьей). Фамусов же нарушает «перемирие» и «бьет» Чацкого и как жениха, и как вольнодумца:

    * Вкус, батюшка, отменная манера;
    * На все свои законы есть:


 
* Вот, например, у нас уж исстари ведется, * Что по отцу и сыну честь: * Будь плохонький, да если наберется * Душ тысячки две родовых,- Тот и жених. Значит, Чацкому ставятся в пример и деловые люди нового типа, и старички - «канцлеры в отставке». Когда же Фамусов начинает говорить о Чацком как об отсутствующем: * Но захоти - так был бы деловой. * Жаль, очень жаль, он малый с головой * И славно пишет, переводит. * Нельзя не пожалеть, что с этаким умом… молодой человек отбрасывает сдержанность и отвечает монологом «А судьи кто?», декабристским по содержанию, по страстности в выражении чувств, по ораторскому мастерству. Он направлен не столько против конкретных собеседников - Фамусова и Скалозуба, сколько на зрительный зал, против фамусовского общества. Явление. 7-10. Чацкий видит, как реагирует Софья на падение Молчалина с лошади, с болью слушает колкости, произносимые в ответ на его внимание к ней, осознает, что Софья не любит его. Но кого? Пока же мы узнаем то, о чем до сих пор только догадывались: Молчалин любит Софью «по должности»…. Самостоятельная работа. Продолжите чтение последующих действий комедии. Выберите сами форму записи наблюдений: целевую или общую. Обратите при этом внимание на следующие вопросы: Действие третье * - Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова в третий раз в течение одного дня? * - Почему его не убедило признание Софьи в любви к Молчалину? * - С какой целью Грибоедов ведет своего героя на званый вечер к Фамусовым? * - Каким вы увидели фамусовское общество на этом вечере? Как подчеркнута несовместимость Чацкого с этими людьми? Покажите, что грибоедовская сатира в сценах званого вечера в доме Фамусова становится беспощадной. Действие четвертое * - К каким итогам приходит герой комедии? * - Зачем введено новое лицо - Репетилов? * - Чем завершается комедия? В чем необычность такой развязки?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Консультация О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Консультация О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Консультация О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума», Горе от ума