А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума" - сочинение


В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское выс-шее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов.

Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и серд¬це. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.

Комедия "Горе от ума" - суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в спис-ках по всей стране, но не только потому, что вопросы, подня-тые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью. Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безуслов¬но, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, населяющие ее. Вначале образ столицы складывается из пор¬третов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти

портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афа¬насьевича Фамусова.

"На всех московских есть особый отпечаток", - говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристи-ки. Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к "московским".

Чацкий и Фамусов говорят о разном по-разному. Фаму-сов - "старинный, верный член" Английского клуба, который "весь свой век пропрыгал на балах".

Тон Чацкого становится все более и более суровым. Сле-дующий, кого упоминает герой пьесы, - любитель крепостно¬го театра, чей "дом зеленью раскрашен в виде рощи", но сам он "толст, его артисты тощи". Упоминает Чацкий и о приня¬той в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать Детям "учителей полки, числом поболее, ценою поде¬шевле". Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о нацио¬нальной культуре, но и дикое "смешение языков: француз¬ского с нижегородским".

Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах выска¬зывает Фамусов. Мы видим почтенных московских бар, ко¬торых молодежь должна считать образцом для подражания. Чацкий восклицает: "Нет, свет уж нынче не таков", — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказыва¬ет обратное.

В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема огромной власти московских дам.

Еще Фамусов отмечает:

А дамы? - суньсякто, попробуйовладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей.

Платон Михайлович Горич - бывший товарищ Чацко-

го — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замуже¬ством, помыкают старым князем. Один из самых колорит¬ных образов — старая московская барыня Хлестова. На¬верное, мнения таких барынь больше всего боится Фа¬мусов. Недаром последними словами комедии является его реплика:


 
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня МарьяАлексевна! Да, женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ че-ловека, способного опошлить всякое святое дело. И, наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли выше-стоящего начальства. Но его образ не только комичен. Вспом-ним размышления Скалозуба о карьере: Довольно счастлив я в товарищах моих. Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Фамусов — олицетворение "века минувшего" во всей его красе. Он является убежденным сторонником старых поряд¬ков, при этом он уже достиг "степеней известных" и заботит¬ся разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все осталь¬ные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти "на форели", потому что, как он сам признается: Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чац¬кий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов, Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло после¬военное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, "в любви предателей, в вражде неуто¬мимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков", которую он увидел в Москве. Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после об¬личительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии "Горе от ума" москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума"
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Москва в комедии А С Грибоедова "Горе от ума", Горе от ума