А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Московское дворянство у Пушкина и Грибоедова - сочинение



Сравнивая дворянское общество Москвы у Пушкина и Грибоедова, мне хотелось бы начать с творчества второго и не только потому, что Грибоедов писал несколько раньше, чем Пушкин, а потому, что Грибоедов» полностью посвятил дворянству Москвы. Пушкин же уделяет большее внимание дворянству Петербурга, описывая нравы московского провинциального дворянства лишь для сравнения со столичным обществом. Однако в изображении московского дворянства этими двумя поэтами много общего, и можно сказать, что Пушкин унаследовал некоторые грибоедовские традиции в изображении дворянских кругов Москвы. Следует отметить, что во времена Грибоедова и Пушкина Москва не являлась столицей и но была таким блистательным городом, каким был Петербург, - она казалась провинциальным городом. Жизнь в Москве не была бурной и стремительной, а сам город нес на себе печать старины, которая проявлялась в особой степенности, размеренности и неторопливости.

Особенно это было заметно зимой, когда город, занесенный снегом, как бы впадал в зимнюю спячку. Безусловно, такой уклад жизни и сама атмосфера города не могли не повлиять и на общество, в том числе и дворянство. Следует также отметить, что московские дворяне не принадлежали к высшему свету, находящемуся в Петербурге. Это были, как правило, люди, которые никогда не служили при дворе, или же те, которые ушли в отставку и уехали в Москву доживать свои дни. Белинский даже назвал Москву «столицей отставников». Нравы здесь отличались особой консервативностью. Пожилые люди тяжело уживаются с теми новшествами, которые несет с собой молодое поколение, и в Москве все новое получает яростный отпор со стороны старых дворян, многие из которых одной ногой стоят в могиле, как, например, князь Тугоуховский.

Но в Москве живут не только дряхлые старухи и старики.

Здесь живут разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые, ублажая богатых дураков, попадают к ним в большую милость. Московская молодежь, не отличающаяся большим умом, увлечена французскими романами. Все занятия молодых людей заключаются в том, что они разъезжают по балам, хвастаясь друг перед другом последними достижениями моды, и собирают сплетни. Именно о таком образе жизни мы читаем в комедии «Горе от ума» Грибоедова (в последнем монологе Чацкого):

    * В любви предателей, в вражде неутомимых,
    * Рассказчиков неукротимых,
    * Нескладных умников, лукавых простаков,
    * Старух зловещих, стариков,
    * Дряхлеющих над выдумками, вздором…

Чацкий пытается расшевелить то дворянское болото, в которое он попадает, приехав в Москву, «из дальних странствий возвратясь». Но, как писал Гончаров в статье «Мильон терзаний», «один в поле не воин, даже если он Чацкий». Московское дворянство глухо к передовым идеям своего времени, ведь на страже старых порядков стоят такие «защитники», как Фамусов и Скалозуб. И что же является их идеалами?

    * Вот то-то, все вы гордецы!

 
* Спросили бы, как делали отцы? * Учились бы, на старших глядя: * Мы, например, или покойный дядя… Да, идеал Фамусова - дядя: «Упал он больно, встал здорово». Здесь мы видим полное отрицание новых, свободолюбивых мыслей и идей. О чем тут еще можно говорить? Традиции - вот основа московского дворянства! Никакой инициативы, действия только по приказу - это жизненное кредо полковника Скалозуба. А повышение по службе можно получить и без особых боевых заслуг: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» - это сатира, порой очень жесткая, на беспробудно спящее московское дворянство, состоящее из Фамусовых, скалозубов, загорецких, тугоуховских, готовых пресмыкаться, льстить, лукавить, чтобы получить хоть самую малую милость от лица вышестоящего. В отличие от сатиры Грибоедова в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит всего лишь легкая ирония, юмор в отношении московского дворянства, которое так непохоже на блистательный высший свет Петербурга. И все же описания московского дворянского общества у Пушкина сродни описанию московских дворян Грибоедова. Все та же легкомысленная” и ветреная молодежь, увлеченная французскими романами, девушки, взбивающие «кудри по моде» и рассказывающие друг другу «сердечные тайны, тайны дев». Так, в Москве главную героиню романа «Евгений Онегин» Татьйну (ее мать отправляет в Москву, чтобы выдать замуж) возят по бесчисленным «тетушкам», которые ничуть не изменились и являются живыми памятниками старого времени: * Но в них не видно перемены; * Все в них на старый образец… Московское общество скучно, глупо и равнодушно ко всему, что происходит вокруг. Сплетни являются обычным предметом разговора. Главная задача для родителей - это как бы поудачней да повыгодней женить или выдать замуж свое чадо. Для этого отлично служат балы, где «невест обширный полукруг все чувства поражает вдруг». И все-таки Пушкин с большой любовью относится к Москве и к ее патриархальным дворянским семьям. Московские дворяне не похожи на дворян поместных, где «барыня сама езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Не похоже дворянское общество Москвы и на благородное собрание Петербурга, где царит «и холод гордости спокойной, и эта смесь чинов и лет». Пушкин отдает дань уважения «белокаменной Москве» с ее «крестами золотыми»: * Как часто в горестной разлуке, * В моей блуждающей судьбе, * Москва, я думал о тебе! В заключение следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось очень точно изобразить дворянское общество своего времени, в частности, московское дворянство.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Московское дворянство у Пушкина и Грибоедова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Московское дворянство у Пушкина и Грибоедова
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Московское дворянство у Пушкина и Грибоедова, Горе от ума