А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы - сочинение

Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, «купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки» мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в «Евгении Онегине», но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.

Грибоедовская Москва - это город, где отслужившие свое «тузы живут и умирают». Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что «умел же он гостей созвать — уродов с того света». Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: «Князь, князь! Назад!», и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин... имел душ сотни три». Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится «к обедам, ужинам и танцам». Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. «Все фрейлиной Екатерины Первой?» - спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.

Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они «судьи всему, над ними нет судей». С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь «чиновные и должностные - все ей друзья и все родные»), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен «муж-мальчик, муж-слуга», а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует «идеалу московских мужей», ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.

Для всех членов фамусовского общества ключевое - это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а «грех не беда, молва не хороша». Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:

Ученье - вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что «дома новы, а предрассудки стары» в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: «доносчик, мошенник, вор», однако «всюду принимают». И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Заго-рецкого просвещенный «вандал» тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в литературное произведениее И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.





 
Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи». Наличие этой группы - одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы «алчут познаний», но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов. Один из главных пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда «арапка-девка» да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют «на борзые три собаки», когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Они «грабительством богаты», ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что «разливаются в пирах и мотовстве». Служба для представителей фамусовского общества - это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: «подписано, так с плеч долой». К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству («При мне служащие чужие очень редки», - заявляет Фамусов). Члены фамусовского общества не признают книг: «Ив чтеньи прок-от невелик». Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который «чинов не хочет знать», двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать») и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». А учителей презрительно называют «побродягами». Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь. Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Россия как будто стала провинцией Франции: «такой же толк у дам, такие же наряды». Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной. Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь «здоровьем очень слаб», как считает его жена. Единственное его занятие - твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому - заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: «Не то, чтоб новизны вводили, - никогда». Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: «Можно ль против всех!» Так Репетилов, узнав, «что это слишком гласно», соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, «как треснулся он, грудью или в бок». Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество «века минувшего» не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы, Горе от ума