Особенности конфликта в комедии А Грибоедова «Горе от ума» - сочинение
В двадцатые годы девятнадцатого века Россия была охвачена острой политической борьбой между реакционерами-крепостниками и прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии выйдут декабристы. Эти два противостоящих друг другу лагеря: «век нынешний» и «век минувший», конфликт между ними изображен А. С. Грибоедовым в своей комедии «Горе от ума».
Александр Андреевич Чацкий — главный герой произведения, представитель прогрессивного дворянства, сторонник всего нового, что могло бы позволить стране двигаться вперед, своим поведением и образом мыслей резко отличается от окружающих его людей. Детство он провел в Москве, был нередким гостем в доме Фамусовых, полюбил их дочь Софью. Образование получал сначала у гувернеров, как и многие молодые люди его сословия, потом уехал за границу. Имением своим интересуется мало, управляет им «оплошно», поэтому состояние имеет небольшое. Чацкий некоторое время занимался государственной службой, даже имел знакомство с министрами и успел побывать в армии.
Первое появление Чацкого в пьесе — по возвращении его в Москву после нескольких лет отсутствия. «Чуть свет» он приезжает в дом Фамусовых, к Софье, чтобы признаться ей в пламенной любви, которую он пронес в своем сердце с юности. Этот поступок говорит нам о пылкой и страстной натуре Чацкого. Его чувства не смогли охладить ни расставание с любимой, ни странствия. Его речь отличается меткостью выражений, эмоциональностью, остроумием. Так отзывается о нем Софья: «Остер, умен, красноречив». Да и сам Фамусов рекомендует его как человека толкового: «...он малый с головой, И славно пишет, переводит».
Чацкий — представитель того периода в истории России, когда начинали формироваться взгляды будущих декабристов. Он в своих эпиграммах обличает защитников самодержавия и крепостничества. Для него неприемлемы карьеризм, низкопоклонство, он сторонник истинного просвещения. Источником всех бед современной ему России он считает крепостное право. Чацкий с большим негодованием отзывается о помещиках-крепостниках: один променял верных слуг на борзых собак, другой, помещик-театрал,—
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все,
Распроданы поодиночке!!!
Театр прогорел, и театрал-любитель распродал поодиночке маленьких актеров. Помещики не считают за людей своих крепостных, они к ним жестоки и беспощадны.
Московское барство представлено в комедии как толпа бездушных, праздных и пошлых людей:
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором...
Для Фамусова и его общества крепостное право — нормальное явление, оно соответствует интересам дворянства, способствует их обогащению и наживе. Даже жениха для своей дочери Фамусов ищет по принципу:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
К службе представители московского барства относятся чисто формально, как к источнику обогащения. Полковник Скалозуб, человек грубый, вовсе не скрывает, что целью его службы является получение чинов: «Мне только бы досталось в генералы...».
Фамусов тоже служит не делу, а лицам, пристраивая на выгодные посты своих людей:
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к
местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Низкопоклонство перед вышестоящими — это верный путь к достижению всевозможных благ. Собственное мнение иметь совсем необязательно и даже вредно. Яркий пример тому — персона Молчалина, он покорно заявляет:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Главное всюду успевать и угождать:
Там Моську вовремя погладит;
Тут впору карточку вотрет.
И такое поведение дает ему реальную надежду на построение успешной карьеры: «... дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
И, действительно, подобные люди могут подняться до больших карьерных высот и даже управлять государством. Чацкого искренне возмущает такое положение вещей, он с негодованием восклицает:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Также противоположные точки зрения у Чацкого и фамусовского общества на вопрос просвещения. Фамусов видит в обучении своей дочери лишь возможность для удачного замужества:
Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Чацкий сторонник распространения истинного обучения среди народа. Он выступает за укрепление в государстве русской культуры и за искоренение слепого подражания всему иностранному:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев...»
В России, по словам Чацкого, среди дворянства:
Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским.
Этот факт невежества вызывает в Чацком волну негодования. Но его благородный протест просвещенного человека не находит поддержки среди барской Москвы. Фамусов в просвещении видит опасность для государства, с которой нужно бороться как с болезнью:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
И хорошо было бы сделать последний шаг в борьбе с ученьем: «Забрать все книги бы да сжечь».
Фамусовское общество проводит все свое время в пустых и праздных развлечениях. Служба для его представителей лишь средство к личному обогащению, просвещение"— враг, несущий опасность их благополучию.
Для Чацкого это общество чуждо, взгляды на жизнь, просвещение, службу диаметрально противоположные. Что же удерживает героя в столь чуждом ему по духу обществе? Он остается здесь только из-за любви к Софье. Но, как выясняется, девушка уже охладела к Чацкому и даже высказывает мнение о его сумасшествии.
Трагедия Чацкого — это трагедия умного, образованного человека, стремящегося к движению вперед не только для себя, но и для страны, для русского народа. Он — выразитель новых идей, взглядов, непримиримых с жизненными принципами людей «века минувшего». Наиболее точно охарактеризовал его роль в обществе И. Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим... Чацкие живут и не переводятся в обществе... где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих-пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Особенности конфликта в комедии А Грибоедова «Горе от ума». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Горе от ума
> Особенности конфликта в комедии А Грибоедова «Горе от ума»