А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» - сочинение







У каждого народа есть вид искусства, наиболее близкий общему национальному характеру. На Руси издревле почиталось слово. Что написано пером — того не вырубишь топором!» — гласит народная мудрость. Действительно, русский народ всегда магически поддавался «чарам» книг. Поэтому на литературе лежала огромная ответственность: она должна была воспитать, научить и внушить благую идею человеку. Причем круг читателей каждого писателя — это его современники. Поэтому, затрагивая общечеловеческие проблемы, он всегда пытался показать историческую эпоху, на фоне которой происходят события, будь то «преданья ветхой старины» или современная писателю действительность. Конечно, особенно трудным в таком случае было изображение эпохи в драматическом произведении, где авторская позиция скрыта за действием. В русских драмах ХУIII века, построенных по законам классицизма, основные черты времени передавались через костюмы, ремарки, диалоги и монологи, конфликт, круг идей главных персонажей... Но при этом историческая действительность была ограничена лишь рывками действия, не давала общей картины быта и нравов, сужала обзор событий прошлого и настоящего, их взаимосвязь.Грибоедов, колумб русской реалистической драмы, для передачи исторических событий, на фоне которых развивается сюжет, использует как прежние приемы, так и свои собственные. Причем он показывает не только «век нынешний», но и «минувший». Чему Особенно способствует одно из нововведений — внесценические персонажи.Итак, зачем же автор вводит их в комедию? Буквально с первых страниц встречаясь с внесценическими персонажами, мы зададимся вопросом: какую же роль играют они в комедии? Если считать «Горе от ума» произведением преддекабристского движения, то несомненно, персонажи эти расширяют исторические границы. Действие развивается как бы в двух планах — прошлого и настоящего, что постоянно Подтверждается высказываниями действующих лиц.не то что ныне!» — с благоговением вспоминает Фамусов,. «нет, нынче свет уж не таков», — оптимистично восклицает он.Потому так по-разному оцениваются внесценические персонажи прошлого. Так, Фамусов, вспоминая «отцов», говорит, что Максим Петрович «по-нашему смышлен», «Кузьма Петрович! Мир ему! Что за тузы в Москве живут и умирают», тогда как Чацкий пренебрежительно бросает: «Тот Нестор негодяев знатных!»То есть внесценические персонажи расширяют и конфликт, как личный и общественный, так и общечеловеческий. Так выступая как аргументы в споре общества и Чацкого, они постоя но подтверждают слова оппонентов.«Ну как не порадеть родному человечку!» — восклицает Фа сов. И действительно, большая часть внесценических персонажей имеет общее отчество. Да и кто же не предположит после этих что Максим и Кузьма Петровичи не родственники? А Анна и Мария Алексеевны — ужели совпаденье? Все в пьесе кому-то кем-то приходятся.Кажется, кого только не перечисляет Чацкий при первой встрече с Софьей и тот «черномазенький», и тот «чахоточный», и «наше солнышко, наш клад», и дядюшка и все они ей родня.Причем каждый человек «радеет» за другого, и эта общая родственная близость создает впечатление муравейника их жизни.«Переженил детей, внучат», — говорится про Кузьму Петровича. Возникает вопрос: на ком? Конечно, уж не на французе Гельме, ведь «надобно с именьем быть и в чипе». Чем не жених, к примеру, Фома Фомич, чем не невеста княгиня Ласова...Вообще, можно заметить, что почти всегда, когда вводится новый персонаж, указывается, чей же он все-таки брат, дядюшка или племянник. И, так как внесценические персонажи минувшего екатерининского века являются для многих образцами и авторитетами, стал Вится ясным такое стремление Молчалина породниться с Фамусовым, а значит, и со всеми.Как уже было сказано, внесценические персонажи уводят читателя как из дома Фамусова, так и из времени вообще, что усиливает общественный конфликт, показывает два противоположных. взгляда и помогает Грибоедову отойти от одного из главных законов классицизма — трех единств. Не соблюдается ни единства места (действие постоянно переносится то во дворец Екатериньи, то в траншею, то в полк, то в деревню, то в Петербург, то на званный обед, то в Английский клуб). С помощью упоминания внесценических персонажей в пьесе представлены все моменты человеческой жизни: рожденье, свадьба, служба, рождение детей и передачи‚ смерть. Выходит Грибоедов и за положенные рамки Времени — одного дня. В совершенно разных параллелях живут и страницах пьесы Максим Петрович, всевозможные тетушки, Кума Петрович — герои прошлых лет, Фома Фомич, между прочими, княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна — герои настоящего. При чем упоминаются они не только в связи с прошлым и настоящим чтобы учились все, как делали и делают отцы, но и в связи с будущим. Так, с ужасом думает Фамусов: «...что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»И с помощью этого своеобразного ухода от норм классицизма Грибоедов противопоставляет жизнь естественную, свободу жизни, подчиненной рационализму, жизни-схеме. Кстати, «не новой жизнью живут все внесценические персонажи. Каждый герой поставил себе цель и установил «путь» к ней. Некоторые из них грабительством богаты», другие «раболепством самом пылким», третьи «метят в генералы», четвертые «на благо» всем «шумят», даже князь Федор, единственный единомышленник Чацкого (ведь брат Скалозуба вовремя одумался, «повел себя исправно») «бегает от женщин» , что в общем противоестественно для человека, не все же, наверное, на белом свете татьяны юрьевны да марьи алексевны.Таким образом, с помощью внесценических персонажей Грибоедов усиливает главный конфликт и передает свое отношение ко всему происходящему на сцене. Так, отрицая субъективные методы декабристов, своеобразную схему, показывая со слов Репетилова членов «тайного» общества, автор намеренно не согласовывает их поступки и нравственный облик с требованиями декабристов к гражданину. Ведь одним из главных определений гражданина, по Журавлеву, была «непрочность перед лицом закона». Но как же ночной разбойник, дуэлист и «крепко на руку нечист» говорит «об честности высокой». Для усиления несоответствия надуманной идеи о спасительной миссии таких обществ и действительности Грибоедов вводит говорящие фамилии членов клуба — Удушьев Ипполит Маркелыч, Воркутов Евдоким. Кстати, их фамилии тоже связаны с идеей речи, и, исходя из всего рассказа Репетилова о решительных людях, становится понятно, о чем они «воркуют» и какими идеями «душат» естество жизни. Вообще внесценические персонажи расширяют образы главных героев, помогают глубже понять их характер. Так, Скалозуб в основном упоминает только мужские внесценические персонажи, ибо цель его продвинуться по службе путем отставки или смерти старших, да и вообще, «чтобы ЧИНЫ добыть, есть многие каналы», и весь его ум направлен лишь и службу, просчеты возможных путей в генералы, что можно сделать , конечно, лишь через мужчину. Поэтому на вопрос Фамусова:«Как вам доводится Настасья Николавна?» — он отвечает: «Не знаю-с, виноват; Мы с нею не служили.» Молчалин же, наоборот, «угодлив, скромненький», он и есть воплощение идеала всех московских кумушек («муж-мальчик, муж-слуга») и, конечно, куда легче ему, чтоб получать чины, иметь дело с Татьяной Юрьевной или старухой Хлестовой.Иногда внесценические персонажи даже предопределяют судьбу главных героев. Так, например, упоминание о тетушке Софьи намечает и ее собственное «несчастье», указывает в контексте пьесы на и отношений к ней Молчалина.Участвуют они и в общей сплетне о сумасшествии Чацкого.Таким образом, внесценические персонажи помогают автору не только уйти от канонов классицизма, но и глубже понять жизнь, конфликт всей пьесы, главных героев, проблемы эпохи, исторические рамки и показать весь московский свет. Однако и сценические герои получились у Грибоедова не шаржами или карикатурами, а цельными характерами. Наверное, поэтому так схожи герои грибоедовской Москвы с Москвой Пушкина, а с князем Федром мы встречаемся в эпилоге «Войны и мира», да и общий догрибоедовского общества «пронизывает» весь роман Булгаков «Мастер и Маргарита».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА», Горе от ума