👍Сочинение – «Различие между людьми в комедии Грибоедова «Горе От Ума»» Горе от ума 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Различие между людьми в комедии Грибоедова «Горе От Ума» - сочинение




Основной конфликт комедии Грибоедова «Горе от ума» происходит между обществом «века минувшего» во всем его многообразии (мы видим здесь представителей и аристократических, и чиновничьих, и военных кругов) и юным Чацким, вдохновленным войной (победой) 1812 года и не желающим возвращаться к «слепоте, в которой жили все». Этот молодой дворянин, оставивший государственную службу, потому что ему было «прислуживаться тошно», выступающий с обличением устаревших, но все еще господствующих порядков, не одинок в своих убеждениях: нам известно, что существуют подобные ему внесценические персонажи, такие, как родственник Скалозуба, внезапно оставивший службу, когда «чин следовал ему», а князь Федор и вовсе «чинов не хочет знать», но таких людей еще слишком мало, и они, хотя, может быть, и не чувствуют себя единственными, но вынуждены бороться в одиночку и могут быть «сломлены количеством силы старой».

Различие между людьми, представляющими «век нынешний» и «век минувший», состоит в их взглядах на мир, идеалах и целях жизни. Но для автора, как и для читателя, важна сама причина этого различия, а она заключается в характере ума героев.
Как уже было сказано ранее, все окружение Фамусова, включая его самого, сравнительно однородно по своему образу существования и связанному с ним мышлению. Предел их мечтаний — вполне реальное материальное благополучие: «чины добыть», завести выгодных друзей, которым «чиновные и должностные» были бы все «друзья или родные», да удачно выдать дочку за генерала, в крайнем случае — полковника, такого, как Скалозуб, чтоб был «золотой мешок» и «метил в генералы». А женщины, сохранившие екатерининскую традицию быть «судьями везде и всему», следуя сначала наставлениям отца, а потом приняв это за жизненную норму, ищут для себя «мужа-мальчика, мужа-слугу». По этому закону строятся отношения Горичей и Тугоуховских, так поступает даже Софья Павловна, хотя она в некоторой мере выходит за рамки созданного старомодным приличием образа.

Для читателя все они — недалекие и просто смешные люди, кажущиеся фарсовыми персонажами. Но на самом деле это совсем не так: конечно, некоторые их черты бывают преувеличены, но это необходимо по авторскому замыслу, а в действительности грибоедовские москвичи обладают своим умом, явившимся не вдруг, раз он так прочно утвердился среди столь большого количества людей, и никому не удается заставить их пересмотреть свои взгляды. Критик назвал их ум «умением рассчитывать светские выгоды». Действительно, для них образ жизни, дружба, поведение — все основано на желании угодить княгине Марье Алексевне, чтобы она вдруг не осудила за что-нибудь или даже помогла, согласно правилу, необходимости «порадеть родному человечку».
Совсем иного; свойства ум Чацкого — высокий, философский. Этот дворянин, в чьем мировоззрении ярко отражены идеи декабристов, также характерная черта эпохи (для нее свойственно противостояние совета «учиться, на старших глядя» и стремления к новой жизни от тьмы и «слепоты» «века минувшего»). Чацкий не принимает общества и пытается, указав на недостатки, излечить его, но слишком поздно понимает тщетность своих неимоверных усилий. Идеи Чацкого нравственно высоки и потому недостижимы. Он хочет уничтожить поверхностность жизни, ненужное французское воспитание, восприятие образования и науки как «чумы» (им это не нужно, потому что может раскрыть их ничтожество) и, наконец, почитание не людей, а их чинов и кошельков. Мы видим', что Чацкий говорит правду, и поэтому его не хотят слушать, называя безумцем, превращая его светлый «гений» в «чуму», в причину гонений. Его «скорый» и «блестящий» = ум «скоро опротивит» не потому, что пуст, а, наоборот, потому, что он может сорвать маску благовидности с этих жалких «низкопоклонников». Свет просто боится его, поэтому и гонит, с удовольствием называя безумным.

Молчалин же ничем не выдающийся молодой человек, но обладающий двумя бесценными «талантами», «умеренностью и аккуратностью» да умением промолчать, вовремя поддакнуть, «подставить стул, поднять платок» — вполне счастлив, добившись своей цели (пусть невысокого, но прочного положения) и живя по мудрому совету отца «угождать всем людям без изъятья». Он — как раз тот «идеал московских всех мужей», о котором говорил Чацкий, а Фамусов, наверное, сказал бы, что он «смышлен». Молчалин — жалкий человек, вынужденный унижаться всю жизнь, но его это нисколько не печалит, потому что сам он безнравствен, то есть не воспринимает происходящее как унижение. Он абсолютно никчемен, но удовлетворяет всех: Фамусова — как «дельный человек», Софью — как «муж-мальчик», «муж-слуга», а всех остальных — как бессловесное, то есть со всем согласное, существо.

В результате носитель высоких идей Чацкий оказывается никому не нужным и опасным, что обрекло его на «мильон терзаний», связанных не только с его убеждениями, но и с непониманием любимой женщины. А Молчалин, скорее всего (если Софья не раскроет свету его обман), будет продолжать жить счастливо и спокойно, при этом навсегда запомнив полученный урок: никогда нельзя быть искренним. Таким образом, мы видим, что счастье зависит не от ума человека, а от близости этого ума взглядам основной массы общества. А то, назовут ли человека безумным, зависит также не от того, о ком говорят, но от того, кто эти слова произносит. В своей комедии Грибоедов не только разоблачил пороки общества, но и, что не менее важно, рассказал о его губительном влиянии на развитие нового поколения, высоких умов.

Ум — способность мышления, понимания. Из этого определения следует, что ум помогает человеку в жизни. С помощью ума можно многого достичь, многого добиться. Но понятие это многогранно. Разве не умны те, кто совершает научные открытия, пишет великолепные стихи? Делает перевороты в области политики или в медицине? А те, кто делают себе карьеру, зная, когда и как надо подольстить начальнику, умея услужить влиятельным людям, появиться в нужном месте в нужное время? Все эти люди умны. Просто ум одних житейский, другие обладают умом «высоким», гениальным. Казалось бы, всякий ум хорош. Но одним он приносит успехи, помогает устроить жизнь, для других становится причиной несчастья, непонимания окружающими. Почему же возникает проблема ума и когда он может быть принят за странность, безумие?

Рассмотрим двух героев комедии «Горе от ума». Один из них, Чацкий, — человек ума гениального, другой, Молчалин, обладает житейской хитростью, расчетливым умом. Чацкого считают в фамусовском обществе безумцем, «опасным человеком», в то время как Молчалин нравится всем.

В чем же причина столь разного отношения к этим по-своему умным людям?


 
Молчалин — человек, цель которого проста: «дойти до степеней известных», добиться высокого чина и положения в обществе. И он, будучи проницательным человеком и тонким психологом, знает, как этого достичь. Молчалин «угождает всем людям без изъятья», чтобы добиться расположения к себе и покровительства. Например, ездит к Татьяне Юрьевне, потому что «чиновные и должностные все ей друзья и все родные». Он даже советует сделать это Чацкому: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам». Молчалин умеет «там моську вовремя погладить, тут в пору карточку втереть». Он чувствует, когда «не сметь своего сужденья иметь», а когда согласиться с общим мнением, чтобы быть принятым за «своего». И в этом унижении, раболепстве он не видит ничего дурного, потому что безнравствен. Ложь не чужда Молчалину, и он готов даже опуститься до такой низости, как «принять вид любовника в угоду дочери» своего господина, Фамусова. По сути, весь образ услужливого, «бессловесного» человека, льстящего и прислуживающего влиятельным людям, готового выполнить любые приказания, живущего со всеми в ладу, — роль, прекрасно исполняемая Молчалиным в течение его житья у Фамусова. С помощью своего ума Молчалин многого добивается. «Безродный, родом из Твери», он был «пригрет» Фамусовым, который считает Молчалива «деловым», «с тех пор как числится по Архивам», Молчалин «три награжденья получил», чин асессора, завоевал любовь дочери «такого человека» (Фамусова), «дружбу всех в доме приобрел». Несомненно, такой человек сделает блестящую карьеру, а значит, добьется, чего хотел, благодаря своему уму. А что же Чацкий, обладатель ума «высокого», гениального? Приехав в Москву после трехлетнего странствования, в течение которого воспринял декабристские идеи, Чацкий с негодованием видит все пороки фамусовского общества. Будучи человеком благородным и честным, стремясь к высоким идеалам, он, в отличие от Молчалина, не может притворяться и в открытую говорит о низости фамусовских идеалов: «А судьи кто? //Не эти ли, грабительством богаты?», о мерзком ему способе продвижения по службе: «Тот славился, чья чаще гнулась шея», о неискренних, неестественных отношениях в обществе, где человек не должен высказывать собственного мнения, но соглашаться с общепринятыми суждениями: «Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?» Естественно, фамусовское общество возмущено тем, как Чацкий изобличает низость, пошлость их жизни: «Опасный человек! Он вольность хочет проповедать!» И, не желая признавать правдивые высказывания Чацкого, члены фамусовского общества делают его изгоем, называя сумасшедшим: «Безумный, видно по всему». Потерпев неудачу в общественной жизни, Чацкий и в любви терпит фиаско, оказавшись отвергнутым Софьей. Хотя она не считает Чацкого безумным, но тем не менее сравнивает его с Молчалиным, отдавая явное предпочтение последнему: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит». Так, оскорбленный, разочарованный, Чацкий уезжает с «мильоном терзаний» в душе... / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Да, ум чацких не так «удобен», как ум молчалиных. Жизнь знает много тому примеров. Дон Кихот, Гамлет или сам Грибоедов — эти люди обладают гениальным и потому беспокойным умом. Они стремятся к совершенству, видя, как несправедлив и жесток мир, хотят его изменить. Но возвышенные идеалы, стремления чацких непонятны обществу, а обличение пороков обычной жизни, развенчивание общепринятых идеалов возмущают людей, поэтому чацкие всегда отвержены и непоняты, их гений недоступен для окружающих, в обществе они становятся изгоями. Ум же молчалиных «хорош» во всех отношениях. Они не вступают в конфликт с обществом, а живут по его законам: всегда согласны с общественным мнением, льстят и угождают окружающим, прислуживают влиятельным людям. Молчалины таким путем добиваются своего: хорошего чина, богатства, власти, и в то же время всем кажутся умными и милыми людьми, в то время как Чацкие — безумцами.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Различие между людьми в комедии Грибоедова «Горе От Ума». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Горе от ума > Различие между людьми в комедии Грибоедова «Горе От Ума»
Горе от ума

Горе от ума


Сочинение на тему Различие между людьми в комедии Грибоедова «Горе От Ума», Горе от ума